ЕС не отказывается от Rail Baltica
Cтроительство железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая должна соединить Варшаву, Каунас, Ригу и Таллин, сделает Латвию важным транзитным звеном между Востоком и Западом.
Такое заявление вчера сделали министр сообщения Айнар ШЛЕСЕРС и координатор Rail Baltica от Еврокомиссии Павел ТЕЛИЧКА. Создание этого транспортного коридора уже утверждено европейскими властями в числе приоритетных проектов.
В наследство от бывшего СССР Латвии, равно как и остальным бывшим республикам, досталась неевропейская расширенная железнодорожная колея (наша ширина колеи составляет 1,52 метра, а европейский стандарт — 1,435 м). Без специальных процедур на границе европейские составы не могут идти по нашим рельсам, и наоборот. В результате транспортное сообщение со странами Западной Европы cейчас поддерживается главным образом при помощи автомобилей. Между тем при расстояниях свыше 200 километров перевозить грузы по железной дороге дешевле, чем фурами. Да и политика ЕС подразумевает приоритет железнодорожного транспорта.
Идею создания железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая должна соединить Варшаву, Каунас, Ригу и Таллин, Еврокомиссия одобрила более 10 лет назад. "Это приоритетный коридор для Евросоюза, — заявил вчера Павел Теличка. — От него выиграют не только страны Балтии, но и весь ЕС". Только вот грандиозный проект, в реализацию которого включены исключительно молодые члены ЕС, уже долгое время практически стоит на месте.
Однако, по словам А.Шлесерса, сейчас дело должно сдвинуться с мертвой точки, поскольку в лице Телички появился координатор, в ведении которого находится весь проект. К тому же удалось договориться о реализации Rail Baltica с Польшей, ранее ориентировавшейся исключительно на Запад. "Польша обязалась модернизировать свои железнодорожные пути до границы с Литвой", — сообщил П.Теличка. Правда, пока никакие сроки не оговаривались.
"Неясно также, до какой точки протянутся рельсы европейского стандарта — до Каунаса или до самой Елгавы, — заметил А.Шлесерс, назвав первые со стороны Польши крупные транспортные узлы на территории Литвы и Латвии. — Этот вопрос надо решить по возможности быстрее, чтобы мы могли начать активные действия". В этих городах, по словам министра, в будущем могут быть созданы большие железнодорожные логистические центры.
И хотя от успешной реализации Rail Baltica польза будет для всей Европы, руководство ЕС все-таки возлагает всю ответственность на четыре страны, по территории которых и проляжет железнодорожный коридор, — Латвию, Литву, Эстонию и Польшу.
"Литва начнет работу, только если действовать начнет Польша. В свою очередь Латвия приступит к Rail Baltica, когда это сделает Литва, — полагает П.Теличка. — В этом году я планирую организовать встречу министров сообщения, а возможно, и финансов, четырех государств, участвующих в проекте".
Если с маршрутом магистрали ясность практически полная — все диктует география, то финансовая сторона Rail Baltica пока существует исключительно в формате "возможно". Все строится на предположениях — точных цифр нет. Во всяком случае, ни еврокоординатор, ни латвийский министр вчера назвать их не смогли. Ранее упоминавшиеся оценки сметы проекта приближались к 3 млрд. евро (около 2,1 млрд. латов). Из них на долю Латвии придется порядка миллиарда евро (700 млн. латов). Источники финансирования пока неясны.
Бизнес&Балтия