Parovoz.COM

Сайт "Паровоз ИС" - российский (и не только) железнодорожный портал.
Текущее время: 20/04/2024 07-18

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Птички (железнодорожные эмблемы)
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/11/2006 02-02 
Зелёные штаны

Зарегистрирован: 12/02/2006 02-23
Сообщения: 171
Меня вот что заинтересовало, почему на главной эмблеме железных дорог и не только в экс-СССР но и фактически везде где таковые имеются красуются крылья, да в разных формах, иногда в сопровождении разных предметов в центре, то колес, инструментов, или просто букв из обозначения железных дорог, но главное всегда крылья. Ведь у этого знака есть история, кода появилась, где, как, каким образом распространилась по миру. Интересно было бы услышать, прочитать об этом


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/11/2006 21-24 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 28/02/2006 22-50
Сообщения: 33
Откуда: Тула
Изначально в России эмблемой ведомства путей сообщения были скрещенные топор и якорь, причем эта эмблема возникла еще до появления железных дорог, когда путейцы ведали шоссейными дорогами, мостами и водными путями сообщения. Железнодорожникам же эта эмблема досталась "по наследству". С 1943 г. ее заменили на привычный нам технический знак.
Эмблема "крылатое колесо" до революции применялась эпизодически - в форменной одежде на некоторых железных дорогах и, видимо, в городском транспорте. В Россию она, вероятнее всего, попала из Пруссии, как и многие из мундирных нововведений 1870-х годов.
Ну а после революции колесо с крыльями появилось на железнодорожной форме только в 1963 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02/12/2006 21-24 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 02/12/2006 21-19
Сообщения: 4
Mr. Глазкофф писал(а):
Изначально в России эмблемой ведомства путей сообщения были скрещенные топор и якорь, причем эта эмблема возникла еще до появления железных дорог, когда путейцы ведали шоссейными дорогами, мостами и водными путями сообщения.


Не похоже на это?
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02/12/2006 22-13 
Зелёные штаны

Зарегистрирован: 12/02/2006 02-23
Сообщения: 171
Эту эмблему сменила не птичка, а скрещенный молот и разводной ключ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02/12/2006 22-15 
Зелёные штаны

Зарегистрирован: 12/02/2006 02-23
Сообщения: 171
Ну вот еще вопрос, и птичка и молот с ключем оба символы/эмблемы железных дорог, какой раньше какой позже появился? Смысл и предназначение или направленность скажем так каждого из них.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04/12/2006 02-48 
Зелёные штаны

Зарегистрирован: 19/02/2006 22-48
Сообщения: 137
Откуда: Moscow-Riga-London
Mr. Глазкофф писал(а):
...Эмблема "крылатое колесо" до революции применялась эпизодически - в форменной одежде на некоторых железных дорогах...

Но не казенных точно. Чиновники МПС носили на фуражке общегражданские кокарды, на пуговицах мундиров обер- и штаб-офицерских чинов - топор и якорь (на пуговицах генералов - гос. герб).
В МПС СССР колесо с крыльями появилось в 1963 на тулье форменной фуражки, позднее на нарукавных нашивках рядового состава над традиционной эмблемой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05/12/2006 23-00 
Зелёные штаны

Зарегистрирован: 12/02/2006 02-23
Сообщения: 171
Вот еще вопрос, на первый взгляд наверное даже станный, может годами нося эту форму, знаки различия, даже не призадумываемся о смысле некоторых знаков, воспринимаем все как должное, есть значить есть, хотя форму я давно уже не ношу, но вот вопрос остался: А какова смысловая направленность этих знаков, точнее разница, оба знака "птичку" и "инструментарий" были на форме, первая на фуражке и на груди, вторая на петлицах и в виде нашивок на рукавах, на что намекает какждая из них.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11/12/2006 22-16 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 28/02/2006 22-50
Сообщения: 33
Откуда: Тула
Elmar писал(а):
Вот еще вопрос, на первый взгляд наверное даже станный, может годами нося эту форму, знаки различия, даже не призадумываемся о смысле некоторых знаков, воспринимаем все как должное, есть значить есть, хотя форму я давно уже не ношу, но вот вопрос остался: А какова смысловая направленность этих знаков, точнее разница, оба знака "птичку" и "инструментарий" были на форме, первая на фуражке и на груди, вторая на петлицах и в виде нашивок на рукавах, на что намекает какждая из них.


Технический знак (скрещенные молот и французский ключ) появился в русской форменной одежде еще в XIX в. и первоначально не имел отношения ни к железной дороге, ни к ведомству путей сообщения вообще. Эмблемой ведомства путей сообщения в то время, как я уже говорил, были скрещенные топор и якорь (по терминологии того времени "топор и кошка"), точно такие, как на приведенном коллегой Strange фото люка. Скрещенные же молот и ключ носили на головных уборах инженеры-механики и техники. В 1932 г. он появился на петлицах железнодорожников, скорее всего, именно в ознаменование их "технической" сущности. Кстати, тогдашняя эмблема на головной убор была по-своему интересной - пятиконечная эмалевая звезда с изображением выезжающего из нее паровоза.

В СССР колесо с крыльями ранее всего - в 1924 г. - появилось в качестве эмблемы службы ВОСО (военных сообщений).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04/01/2007 11-51 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 24/10/2006 21-38
Сообщения: 16
Откуда: Москва
крылья - скорость, жд колесо - движение по рельсам, молоток - техническое обслуживание, ремонт, штанген циркуль - точность, надёжность.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06/01/2007 17-37 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 28/02/2006 22-50
Сообщения: 33
Откуда: Тула
Антоныч писал(а):
крылья - скорость, жд колесо - движение по рельсам, молоток - техническое обслуживание, ремонт, штанген циркуль - точность, надёжность.

Уважаемый коллега, на техническом знаке изображен не штангенциркуль, а так называемый французский ключ, им не измеряли, а гайки крутили - это аналог современного разводного ключа.
Еще по теме. Униформированная группа при одном из железнодорожных музеев в Германии. Господа в длинных сюртуках явно одеты в форму начала ХХ в. Обратите внимание на фуражечные эмблемы.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07/01/2007 11-38 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 24/10/2006 21-38
Сообщения: 16
Откуда: Москва
Спасибо за паправку


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17/06/2007 00-30 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 16/06/2007 23-30
Сообщения: 11
Откуда: Санкт-Петербург
Антоныч писал(а):
Спасибо за паправку

Господа!
Вы все "гуляете" около темы!!!
Ведомство путей сообщения образовано в 1798 году и, с этого момента, эмблемой стали "положенные накрест" топор и якорь, т.к. все пути - сухопутные, водные, а впоследствии и железнодорожные, было подвластны ему.
Называемые вами "крылья" появились после 1868 года, когда в России власть над железными дорогами "захватило" ГОРЖД - Главное общество российских железных дорог. Организованное, как коммерческое предприятие, для выкачивания денег, Общество ввело свою эмблему с атрибутами бога торговли Гермеса - сначало колесо с крылышком!!! Однако возникла несуразица: колесо и крылышко символизировали одно - скорость. "Нашелся" прогрессивные человек, изменивший эмблему на: колесо - скорость, рессора - плавность, комфортабельность.
Если почитаете историю железнодорожного костюма, то узнаете, что топор с якорем носили до 1932 г., до введения "первой советской" ж.-д. формы. Тогда ввели символы рабочего и революционного движения - молот и французский разводной ключ (символ первой народной революции, якобы трудящихся).
Отсутствие знаний привело к искажению флага МПС в 90-х годах 20 столетия. Безграмотность главного редактора уважаемого железнодорожного журнала привела к появлению флага МПС на котором одновременно размещались два технических знака: положенные накрест молот и французский разводной ключ и, искаженная эмблема ГОРЖД, колесо пронзенное крыльями.
Почти во всех европейских странах ж. д. относились к коммерческим предприятиям и эмблема несла в себе колесо с "гермесовским" крылышком - слева или справа, в зависимости от расположения на кителе: болгарские ж. д., латвийский дореволюционные, польские и др.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29/06/2007 10-57 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 03/01/2007 16-01
Сообщения: 13
Откуда: Сибирь
[/quote]Если почитаете историю железнодорожного костюма, то узнаете, что топор с якорем носили до 1932 г., до введения "первой советской" ж.-д. формы. [/quote]
До определенного времени я тоже считал униформу 1932 года - "первой советской". Но попадались в коллекцию некоторые предметы по тем или иным причинам не попадавшие в период после 1932 года, но уже не царские. Следовательно форма в СССР вводилась и ранее, а конкретно в 1926 году. На разных коллекционерских форумах неоднократно обсуждались различные детали, а так же в книге Балтрашевич изданой в 2006 году очень кратко описывается униформа 1926 года. Хочу отметить, что эмблема "топор и якорь" отображалась практически на всех элементах - пряжках, должностных знаках, в тоже время на должностных знаках сохранивших дореволюционные формы вместо орла изображалась советская символика - герб, звезда, серп и молот. Основным заметным нововведением периода 1926-32 годов были шифровки которые крепились на петлицы, представлявшие собой металлический знак из букв сокращенного названия соответствующей железной дороги, например: "М.Кур.ж.д.", "Сев.ж.д." и т.д. Эти эмблемы были цельноштампованными.
Если кому либо эта информация покажется любопытной для обсуждения, то можно создать отдельную тему.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/06/2007 14-29 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 16/06/2007 23-30
Сообщения: 11
Откуда: Санкт-Петербург
rust писал(а):
Если почитаете историю железнодорожного костюма, то узнаете, что топор с якорем носили до 1932 г., до введения "первой советской" ж.-д. формы. [/quote]
До определенного времени я тоже считал униформу 1932 года - "первой советской". Но попадались в коллекцию некоторые предметы по тем или иным причинам не попадавшие в период после 1932 года, но уже не царские. Следовательно форма в СССР вводилась и ранее, а конкретно в 1926 году. На разных коллекционерских форумах неоднократно обсуждались различные детали, а так же в книге Балтрашевич изданой в 2006 году очень кратко описывается униформа 1926 года. Хочу отметить, что эмблема "топор и якорь" отображалась практически на всех элементах - пряжках, должностных знаках, в тоже время на должностных знаках сохранивших дореволюционные формы вместо орла изображалась советская символика - герб, звезда, серп и молот. Основным заметным нововведением периода 1926-32 годов были шифровки которые крепились на петлицы, представлявшие собой металлический знак из букв сокращенного названия соответствующей железной дороги, например: "М.Кур.ж.д.", "Сев.ж.д." и т.д. Эти эмблемы были цельноштампованными.
Если кому либо эта информация покажется любопытной для обсуждения, то можно создать отдельную тему.[/quote]

Вношу некоторые уточнения.
В период работы М. Балтрашевич над темой форменного костюма период с 1916 по 1932 г. помогал поднимать ей я (М. Рязанцев). В период до 1932 года не было единой формы. В книгу Балтрашевич не вошли многие материалы об обеспечении железнодорожников. В этот период материалы, одежда и обувь донашивалась из старых запасов - однако и он иссяк. В 1920 году Совет Обороны снабжал транспортныз рабочих из военных запасов. В 1921 г. выделили брезент для пошива производственной одежды. В 1926 г. приказом НКПС вводилось единообразие в выдаваемой военного образца одежде для лиц общающихся с агентами и пользователями ж. д., а не железнодорожная форма. Эмблема - топор с якорем - осталась.
Только в 1932 г. была введена единая железнодорожная форма с заменой эмблемы - "накрест положенные" французский разводной ключ и молот: символы свободы трудящихся - от Франции (родины революции) - ключ, от России символ рабочего разбивающего оковы - молот.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01/07/2007 06-13 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 03/01/2007 16-01
Сообщения: 13
Откуда: Сибирь
prm46, спасибо за диалог!
С молотками и топорами - это то всё понятно. Но мне кажется что понятие "первая советская ... в 1932 году" - не совсем правильно. Раз был приказ НКПС в 1926 году об единообразии в униформе, то это так или иначе обязывало железнодорожников его выполнять. Другое дело, что не всегда и не везде его могли исполнять по понятным причинам - страна только вставала на ноги. О понятии "первая советская ... 1932" я читал еще в статьях известных коллекционеров Ильинского и Толстова печатаных в 1970-80 годах. В то время информации об униформе было куда меньше чем сегодня. Многие экспонаты из их коллекций они атрибутировали лишь логическим способом. Мне кажется что эти Товарищи первыми и сформулировали понятие о "первой советской жд форме 1932 г.". ИМХО, считаю что спец. униформу в первую очередь определяют не фасон, а знаки различия. Дизайнеры, если можно их так назвать, указывая на правила изготовления и ношения знаков, а конкретно - должностных знаков 1926 г., практически полностью сохранили формы знаков, но царскую символику заменили на советскую. Единообразие прослеживается во всем, и используемая здесь советская символика вправе определять униформу 1926 года больше "первой советской" чем униформа 1932 года.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01/07/2007 12-06 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 16/06/2007 23-30
Сообщения: 11
Откуда: Санкт-Петербург
rust писал(а):
prm46, спасибо за диалог!
С молотками и топорами - это то всё понятно. Но мне кажется что понятие "первая советская ... в 1932 году" - не совсем правильно. Раз был приказ НКПС в 1926 году об единообразии в униформе, то это так или иначе обязывало железнодорожников его выполнять. Другое дело, что не всегда и не везде его могли исполнять по понятным причинам - страна только вставала на ноги. О понятии "первая советская ... 1932" я читал еще в статьях известных коллекционеров Ильинского и Толстова печатаных в 1970-80 годах. В то время информации об униформе было куда меньше чем сегодня. Многие экспонаты из их коллекций они атрибутировали лишь логическим способом. Мне кажется что эти Товарищи первыми и сформулировали понятие о "первой советской жд форме 1932 г.". ИМХО, считаю что спец. униформу в первую очередь определяют не фасон, а знаки различия. Дизайнеры, если можно их так назвать, указывая на правила изготовления и ношения знаков, а конкретно - должностных знаков 1926 г., практически полностью сохранили формы знаков, но царскую символику заменили на советскую. Единообразие прослеживается во всем, и используемая здесь советская символика вправе определять униформу 1926 года больше "первой советской" чем униформа 1932 года.


Для закрытия темы внимательно перечитайте свои-же слова. К отмене царских эмблем относилось снятие двуглавого орла с короной. Эмблема путей сообщения - топор с якорем - осталась до 1932 г. В 1926 г. приказ гласил "В целях единообразия... для некоторых...". Вопрос же о форменном костюме рассматривается в разрезе введения единого... И до 1917 г. различные дороги вводили свой форменный костюм, но были периоды введения единого. Поэтому первая единая - с 1932 г. (соответствует Вашему мнению об определении по знакам различия), а в 1926 г. лишь частный случай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 77


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
TopList Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB