Кажется, я писал уже по этому поводу в рассылке "1520 мм" или где-то ещё, но, хотя времени с момента постановки вопроса уже и прошло изрядно, отзовусь и отвечу. При создании акционерного общества Рязано-Уральской ж.д. в проект перспективного развития его рельсовой сети была включена меридиональная линия Пенза - Пинеровка, которая должна была стать составной частью магистрали Пенза - Харьков. За право сооружения этой линии, которой в последующем суждено было стать одной из наиболее грузонапряжённых транспортных артерий страны, боролись общества РУ и Юго-Восточных ж.д. Победило последнее, а Рязано-Уральской достался только участок от Пензы и почти до Балашова. Вероятно, что местом примыкания маленькая ст. Пинеровка была выбрана для того, чтобы избежать постройки моста через Хопёр у Балашова, но это всего лишь моя гипотеза. Строительство началось первоначально с постройки ветви Ртищево - Сердобск, введённой в строй в 1893 г. Но уже в следующем году начинается постройка линии от Пензы до Пинеровки, причём в ходе окончательных изысканий трассы место примыкания её на юге было изменено на ст. Таволжанка. Линия вошла в строй в 1896 г. Годом ранее к Пензе с севера подошла ветвь Московско-Казанской ж.д. Рузаевка - Пенза. Так образовался меридиональный ход, связавший три дороги, которые вели из центра страны на восток. Уже к 1910 г. движение по южной его части, в направлении от Таволжанки на Пензу, возросло настолько, что в составе Пензенского узла был выстроен новый соединительный путь с мостом через р. Сура, к-рый напрямую связал ст. Пенза-Уральская (ныне Пенза-III) с новой сортировочной станцией Пенза-II Сызрано-Вяземской ж.д., выстроенной на месте рзд. № 20 (Засурский Пост). Эту ветку долго называли "переселенческой", поскольку по ней шёл огромный поток переселенческих поездов из Украины в Сибирь. В 1936 г. (могу ошибиться на +- год, точно не помню, а лезть в папки архива сейчас не хочется) на чрезвычайно загруженном участке Пенза - Таволжанка был введён в эксплуатацию второй путь. Надо полагать, что именно в это время наконец-то было принято решение спрямить участок, от ст. Пады направив его сразу на Балашов. Так, по всей видимости, исчезла с карт узловая ст. Таволжанка. По трассе бывшей ж.д. к ней с севера сейчас подходит автодорога.
|