Д.З. писал(а):
На форуме
Биглер.ру прочёл следующий пассаж:
Кто может прокомментировать с технической и исторической точек зрения? (То есть было/не было и могло ли быть вообще.)
Такой способ в Великую Отечественную войну в СССР однозначно был. Вопрос только где именно и в каких объёмах. Мне подобные воспоминаня именно про Сталинград раньше кажется не встречались.
Но зато точно читал такое про Ленинград. Вот наугад цитата из Яндекса.
++++++
Вблизи железнодорожного пирса № 8 в конце августа 1942 г. для приема порожних железнодорожных цистерн, переправляемых из Ленинграда вплавь по озеру
++++++
И кажется читал такое про Каспийское море.
++++++
Для уменьшения потерь топлива в результате бомбежек противника был придуман способ буксировки цистерн с горючим. К бокам цистерн приваривались <крылья>, которые предавали устойчивость и предотвращали переворот, а к торцам приваривались петли (они называются рым), за которые цистерны соединялись между собой цепями. В результате получалась <гирлянда>, в которой было до 20 цистерн. После того, как в цистерны заливалось топливо, они полностью погружались под воду. Эту <невидимую гирлянду> буксир тянул от Маяка по Астраханскому рейду до Астрахани и Сталинграда>.
++++++
Если я ничего не путаю, то подобным способом кажется даже таскали цистерны из Баку в Красноводск(когда думали что немцы вот-вот захватят Кавказ).
Про технические подробности сказать сложно. Но во первых во многих случях буксировались все таки просто пустые цистерны, а у них проблем с плавучестью однозначно не было. Во вторых люки на крышках кажется не просто задраивались, а хорошо заваривались. Ну и в третьих тележки(или просто оси на двухосных вагонах?) почти наверняка оставляли на берегу. Даже если цистерны буксировались с тележками, крепление тележек было особой проблемой.