Из истории железнодорожноц станции «Кизел».
В 1878 г. для удовлетворения нужд Уральской промышленности построена Горнозаводская железная дорога, протяженностью 715,1 км. от Перми до Екатеринбурга с ветвями Луньевской, Чусовская-Кизел до Березников и Александровской к Луньевским каменноугольным копям. Это событие побудило княгиню Елизавету Христофоровну заняться разработкой новых месторождений и добычей каменного угля.
В 1878-1879 гг. на станции Кизел построено небольшое каменное паровозное депо на два стойла. Путевое развитие определялось четырьмя станционными путями для приема, отправления, расформирования прибывающих и формирования поездов к отправлению, пятый путь служил для подачи на него порожних вагонов под нагрузку угля. В Кизел прибыли первые три паровоза серии «Б», называемые Кеслерки.
23 сентября 1879 г. открыто движение поездов на участке Чусовая – Кизел – Усолье.
В 1896 г. построены ширококолейная железная дорога длиной в триста саженей, соединившая Кизеловский завод с Уральской горнозаводской железной дорогой, и узкоколейная ветка между заводом и угольными копями, значительно снизившие транспортные расходы.
В 1905-1906 гг. на Губахинской железнодорожной станции выстроено паровозное депо.
В 1908-1912 гг. под руководством инженера В. Э. Винекки начата реконструкция железнодорожной станции: зал ожидания расширен, сделан пристрой для служебного пользования, в нем разместились: телеграф, техническая и товарная конторы, комнаты дежурного и начальника станции. Выстроены новая водонапорная башня и каменное здание веерного паровозного депо на шесть стойл, а перед ним поворотный круг для разворота паровозов, станционные пути удлинены и увеличены до пятнадцати.
В январе 1919 г. Кизеловское депо располагало тринадцатью паровозами, из них четыре не тяжелого типа «Комнауд» и три маневровых, которые выполняли задачу по перевозке воинских эшелонов и продовольствия на станцию Усольская, а оттуда на северо-запад в районы военных действий Усольского и Чердынского уездов.
1 - А.Р. Плетцер, управляющий ж.д. ст. Кизел, 1911 г.
2 - Депо ст. Кизел, 1910 г.
3 - Мост через р. Косьва, 1910 г.
4 - Служащие и мастеровые 3 участка ж.д ст. Кизел, 1 ноября 1909 г.
5 - Вокзал, 1912 г.