Parovoz.COM

Сайт "Паровоз ИС" - российский (и не только) железнодорожный портал.
Текущее время: 20/04/2024 13-09

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29/01/2009 12-29 
Господин ПЖ

Зарегистрирован: 12/02/2006 12-46
Сообщения: 584
Вопрос 1.

Как известно, в межвоенный период по сети жд СССР курсировали следующие категории вагонов
СВ (бМОСВ)
МСП - мягкий спальный с нумерованными местами
ЖСП - жесткий спальный с нумерованными местами
МЖСП - микст
МСД - мягкий сидячий с нумерованными местами (теоретически)
ЖСД - жесткий сидячий с нумерованными местами
Ж - жесткий с ненумерованными местами (быв. 3 кл.)
Т - теплушка (как правило быв. 4 класс либо адаптированный крытый грузовой)

С этими вагонавми более-менее понятно, что сие было такое.

Но в 1925 г. и только в летнем расписании вводится вагон типа КС (курортный спальный). Как я понимаю, это был не специально созданный вагон, а специфика продажи билетов в определенные типы вагонов. КС включался в поезда из Ленинграда и Москвы на Кавказ, ЧПК и Крым. Может кто-либо пояснить, что имелось в виду под понятием "вагон курортный спальный"? Мое предположение, что это были бМОСВ с продажей билетов по каким-то условиям перевозки пассажиров на курорты.

Вопрос 2.
В чем было различие пассажирских и почтовых поездов в интервале 1930-1940 гг.? Принципиальной разницы на одних и тех же маршрутах ни по составности, ни по времени в пути я не заметил. Включением в последние почтовых вагонов?

Например Ленинград-Москва
Пассажирский № 55/56 (МСП, ЖСП) (17.00-08.00 [15.00]; 16.30-07.50 [15.20])
Почтовый № 71/72 (МСП, ЖСП) (14.30-07.00 [16.30]; 14.30-06.15 [15.45])


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29/01/2009 13-29 
Сиреневые штаны

Зарегистрирован: 01/09/2007 10-23
Сообщения: 311
Откуда: Литва.
ПОЧТОВЫЙ поезд (позднее - "почтово-пассажирский") - это пассажирский поезд дальнего (следующий по двум и более дорогам), или местного (следующего в пределах одной дороги) сообщения в составе которого имеется ПОЧТОВЫЙ вагон. Поезд следует со всеми остановками на станциях и на большинстве разъездах.
В состав почтового поезда разрешалась постановка товарных вагонов согласно ПТЭ. В поезд дальнего следования с разрешения НКПС, а в поезд местного следования, при следовании по магистральным линиям с разрешения нач.дороги. Обычно практиковалась постановка изотермических вагонов с молочными продуктами, с миниральной водой и фруктами.
Вагоны "СВ" это СПАЛЬНЫЕ ВАГОНЫ ПРЯМОГО СООБЩЕНИЯ (СВПС), втом числе и быв. МОСВ.
Про "Курортные Спальные" - незнаю. Самому интерестно узнать... .

_________________
Александр... .


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29/01/2009 14-04 
Господин ПЖ

Зарегистрирован: 12/02/2006 12-46
Сообщения: 584
Малиновский А. писал(а):
ПОЧТОВЫЙ поезд (позднее - "почтово-пассажирский") - это пассажирский поезд дальнего (следующий по двум и более дорогам), или местного (следующего в пределах одной дороги) сообщения в составе которого имеется ПОЧТОВЫЙ вагон. Поезд следует со всеми остановками на станциях и на большинстве разъездах. В состав почтового поезда разрешалась постановка товарных вагонов согласно ПТЭ. В поезд дальнего следования с разрешения НКПС, а в поезд местного следования, при следовании по магистральным линиям с разрешения нач.дороги. Обычно практиковалась постановка изотермических вагонов с молочными продуктами, с миниральной водой и фруктами.


Спасибо, примерно как и предполагал

Малиновский А. писал(а):
Вагоны "СВ" это СПАЛЬНЫЕ ВАГОНЫ ПРЯМОГО СООБЩЕНИЯ (СВПС), втом числе и быв. МОСВ.


Ну это я знаю. Причем между войнами практически всегда это именно бМОСВ (в расписаниях так и обозначались "СВ (бывшие Международного Общества Спальных Вагонов)"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29/01/2009 15-19 
Сиреневые штаны

Зарегистрирован: 01/09/2007 10-23
Сообщения: 311
Откуда: Литва.
В некоторых почтовых поездах было до трёх почтовых вагонов.
А о почтово-багажных поездах упоминается в тех.литературе в первой половине 50-х годов.

_________________
Александр... .


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29/01/2009 15-28 
Господин ПЖ

Зарегистрирован: 12/02/2006 12-46
Сообщения: 584
Малиновский А. писал(а):
В некоторых почтовых поездах было до трёх почтовых вагонов.


Понятно. Но с точки зрения внешнего вида и в понимании пассажира принципиальной разницы между почтовыми и пассажирскими не было, так?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/01/2009 09-44 
Сиреневые штаны

Зарегистрирован: 01/09/2007 10-23
Сообщения: 311
Откуда: Литва.
Для пассажиров это разницы никакой неимело. Тот-же пассажирский поезд, но с почтовым вагоном.

_________________
Александр... .


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/01/2009 12-38 
Сиреневые штаны

Зарегистрирован: 11/05/2006 13-10
Сообщения: 237
Откуда: москва
По первому вопросу сомнительно, что это были вагоны, бывшие принадлежности МОСВ. Хотя до революции в Севастополь ходили такие прицепные вагоны. Где-то примерно как-раз к 1925 году было организовано Управление Спальных Вагонов при МПС, которому подчинили все вагоны бывшего МОСВ, оставшиеся в России. И вагоны эти указывались, как СВ. ПМСМ вагоны КС были 20м вагоны дореволюционной постройки 1 или 2-го классов, внешне похожие на Егоровцы, но вероятно модернизированные (или просто капитально отремонтированные с модернизацией, я предполагаю, что как раз под эти вагоны первоначально подкатывали тележки "курортного" типа, мне как-то в одном ПМС встретился такой дореволюционный 20м вагон с такими тележками). Есть ещё интересная информация о заказе подобных вагонов в 1916г, но по выпуску нашими заводами пассажирских вагонов в 1916-17-18 годах очень много невыясненых вопросов, здесь ещё нас ждут открытия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/01/2009 20-40 
Жёлтые штаны

Зарегистрирован: 16/12/2008 18-44
Сообщения: 700
Не вполне согласен с уважаемым железным дорожником. Мне кажется все проще. Думаю, "курортный вагон" это советский новояз для доброго старого дореволюционного спального вагона II класса, причем независимо от его конструктивных особенностей. Иными словами это купейный вагон, с 4-х местным купе, с мягкими полками. А вагон СВ - это то же, но с 2-х местными купе, то есть дореволюционный I класс. Все эти витиеватые названия категорий вагонов возникли из-за того, что большевики отменили обозначения классов вагонов. Но физически-то классы остались, вот и пришлось выдумывать всякие словесные описания, чтобы их обозначить. Таково мое предположение.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/01/2009 21-09 
Господин ПЖ

Зарегистрирован: 12/02/2006 12-46
Сообщения: 584
Юрий Ильин писал(а):
Не вполне согласен с уважаемым железным дорожником. Мне кажется все проще. Думаю, "курортный вагон" это советский новояз для доброго старого дореволюционного спального вагона II класса, причем независимо от его конструктивных особенностей. Иными словами это купейный вагон, с 4-х местным купе, с мягкими полками. А вагон СВ - это то же, но с 2-х местными купе, то есть дореволюционный I класс.


Нет, здесь все было четко.

межвоенный СВ - до 1917 г. МОСВ
межвоенный М, - до 1917 г. 1 и 2 класс
межвоенный Ж - до 1917 г. 3 класс
межвоенный Т - до 1917 г. 4 класс

КС в расписаниях выделялся отдельно, также как и выделялся СВ, было специальное примечание, где оговаривалось какого сообщения в данном поезде эти вагоны


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/01/2009 22-19 
Жёлтые штаны

Зарегистрирован: 16/12/2008 18-44
Сообщения: 700
Уважаемый Дмитрий, как раз Ваше сообщение и доказывает, что никакой четкости нет. Как можно в одну категорию "межвоенный М" объединять и дореволюционный 1-й и 2-й класс, между ними же очень большая разница (или 2 или 4 места в купе). А с другой стороны у МОСВ также бы и 1-й и 2-й класс, а по приводимой вами межвоенной классификации оба свалены в одну кучу под названием СВ. А между тем разница между 1-м и 2-м классами у МОСВ еще больше. У МОСВ 1-й класс это 2-х местное купе с умывальной кабиной между смежными купе. Расположение полок в купе под 90 град: нижняя поперек вагона, а верхняя - вдоль вагона у окна. И еще у окна есть небольшое креслице у столика. А 2-й класс МОСВ ничем от 2-го класса казенных дорог не отличается. Обычное 4-х местное купе с мягкими полками.
А вот если обозначить "курортным типом" обычный 2-й класс все сразу встает на свои места. И кроме того, мы же знаем, что такое курортный вагон советской постройки с кузовом 20,2 м. Это обычный мягкий вагон с 4-х местными купе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/01/2009 22-26 
Господин ПЖ

Зарегистрирован: 12/02/2006 12-46
Сообщения: 584
Юрий Ильин писал(а):
Уважаемый Дмитрий, как раз Ваше сообщение и доказывает, что никакой четкости нет. Как можно в одну категорию "межвоенный М" объединять и дореволюционный 1-й и 2-й класс


Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/01/2009 22-50 
Жёлтые штаны

Зарегистрирован: 16/12/2008 18-44
Сообщения: 700
Очень хорошо, что Вы привели скан. В том, что Вы верно изложили советскую классификацию категорий вагонов на начало 1920-х гг., я и не сомневался. Четкости не было у большевиков, они в одну категорию объединяли вагоны разных классов, что, по моему мнению абсурд. Представьте себе, что Вы покупаете билет категории "мягкий", а дальше начинается лотерея. Возможно, что у вас окажется один попутчик (бывший 1-й класс), а может быть целых 3 чел.(2-й класс). Есть же разница! А НКПС этого, в том силе и своих денег, упущенных при такой продаже мест. как бы не замечает. Разве это порядок?
Именно это я и имел в виду под понятием отсутствия четкости.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/01/2009 23-26 
Господин ПЖ

Зарегистрирован: 12/02/2006 12-46
Сообщения: 584
Юрий Ильин писал(а):
Четкости не было у большевиков, они в одну категорию объединяли вагоны разных классов, что, по моему мнению абсурд. Представьте себе, что Вы покупаете билет категории "мягкий", а дальше начинается лотерея. Возможно, что у вас окажется один попутчик (бывший 1-й класс), а может быть целых 3 чел.(2-й класс). Есть же разница!


Мы проецируем наш сегодняшний взгляд на то время. Почему-то мне кажется, что на такие "мелочи" в 20-х просто внимания не обращали :-)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/01/2009 23-51 
Жёлтые штаны

Зарегистрирован: 16/12/2008 18-44
Сообщения: 700
Если бы мы посмотрели на 1922 г. с позиции 1913 г., то выводы были бы такими же - абсурд. Впрочем, Вы в чем-то правы - ведь в 1921 г. была введена бесплатность железнодорожных перевозок как крайняя степень политики "военного коммунизма" и, одновременно, НЭП! Экономика страны просто пошла вразнос. Именно в этом, а вовсе не в последствиях Гражданской войны и была основная причина "разрухи". По сравнению с этим отсутствие логики в категориях пассажирских вагонов действительно мелочь.
Я занимаюсь историей уже давно, но 1920-е гг. меня не перестают удивлять. Я пришел к пародоксальному выводу, что И.В. Сталин победил своих соперников потому, что был самым умеренным по сравнению с ними,и благодаря этому привлек к себе людей. Во всяком случае, в отношении транспортного машиностроения это так. Впрочем, не буду продолжать, а то скажут, что не в тему.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31/01/2009 00-19 
Господин ПЖ

Зарегистрирован: 12/02/2006 12-46
Сообщения: 584
Вы знаете, время тогда было весьма "забавное", вот документ интересный, посмотрите заключающие фразы
Изображение
Изображение

Второй документ просто для комплекта
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31/01/2009 00-45 
Сиреневые штаны

Зарегистрирован: 11/05/2006 13-10
Сообщения: 237
Откуда: москва
Какая простая и понятная классификация вагонов! :). "Ж" - это понятно, что жёсткий, а "Т" - это вероятно Твёрдый? :) Знаю, знаю, что типа Теплушки. Экономика - экономикой, а в расцвет НЭПа в 25-28гг возникла потребность в большом количестве комфортабельных вагонов, билеты в которые оказались по карману не только непманам, но и представителям новой советской бюрократии. Вспомните Булгакова с его "М и М" - время было такое. А вот вагоны такого рода оказались как-раз ПМСМ в дефиците, поскольку они в первую очередь подвергались разорению в годы Гражданской войны. И их просто необходимо было готовить к такой эксплуатации пропуская фактически через восстановительный ремонт.
Вот ещё вопрос, на мой взгляд могущий прояснить ситуацию с "правительственным поездом" в соседней ветке. А куда бы он мог деться после переезда правительства? Может тогда он был оставлен в Москве на случай экстренных поездок? Вот когда хоронили Ленина, то вероятно "официальные" лица ехали в каком-то специализированном поезде. Имеются его фотографии и кинохроника, там запечатлены вагоны вовсе не типичные РУ ж.д., по линии которой шёл этот поезд.


Последний раз редактировалось железный дорожник 31/01/2009 00-55, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31/01/2009 00-52 
Господин ПЖ

Зарегистрирован: 12/02/2006 12-46
Сообщения: 584
железный дорожник писал(а):
Экономика - экономикой, а в расцвет НЭПа в 25-28гг возникла потребность в большом количестве комфортабельных вагонов, билеты в которые оказались по карману не только непманам, но и представителям новой советской бюрократии.


Там деньги играли уже вторую роль, посмотрите правила проезда в СВПС, особенно параграф 2. Правила на протяжении 20-30 незначительно менялись, но суть была неизменной.

Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31/01/2009 00-59 
Сиреневые штаны

Зарегистрирован: 11/05/2006 13-10
Сообщения: 237
Откуда: москва
Спасибо! Интересный документ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31/01/2009 01-07 
Жёлтые штаны

Зарегистрирован: 16/12/2008 18-44
Сообщения: 700
Не просто документ, а супердокумент! Я знал, что так было фактически, но, оказывается, это еще и было закреплено формально. Спасибо. Любили большевики себя, очень любили.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31/01/2009 01-30 
Господин ПЖ

Зарегистрирован: 12/02/2006 12-46
Сообщения: 584
Юрий Ильин писал(а):
Не просто документ, а супердокумент! Я знал, что так было фактически, но, оказывается, это еще и было закреплено формально. Спасибо. Любили большевики себя, очень любили.


Но, тем не менее, их (вагоны) рекламировали :-)
Изображение

Справедливости ради замечу, что во второе межвоенное десятилетие список стал более закомуфлированным, не так явно были прописаны все, кому положено. Было четко оговорено, что 50% мест для "кого надо", а остальные в свободную продажу.

Юрий, Вы были правы в части 1 и 2 класса, да, в начале двадцатых была неразбериха, но потом СВПС стали делиться на 1 и 2 категории. Разница по стоимости, например на участке Мо-Ле была примерно 3 р. между категориями (на 1929 г.) А в 1940 г. разница в стоимости плацкарт между категориями на этом маршруте была от 15 до 30 р. в зависимости от типа поезда.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
TopList Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB