Parovoz.COM http://www.parovoz.com/phpBB2/ |
|
Первая железная дорога в Крыму http://www.parovoz.com/phpBB2/viewtopic.php?f=2&t=8424 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Александр Мерщиков [ 13/09/2014 17-44 ] |
Заголовок сообщения: | Первая железная дорога в Крыму |
Принято считать, что сабж'ем является Лозово-Севастопольская железная дорога. В частности, наш Феррохронограф об этом пишет: 14 окт. 1874 г. Открыто правильное движение по участку Мелитополь – Симферополь (229 вёрст 401 сажень) Общества Лозово-Симферопольской железной дороги Не смею с этим спорить. Это правда. Но не вся... Онлайн-гвзета "Меридиан" (Севастополь) http://meridian.in.ua/news/553.html утверждает, что первая ж.д. в Крыму появилась двумя десятками лет раньше. 8 февраля 1855 года по инициативе частной английской фирмы «Пето, Брассей и компания» началось строительство первой в Крыму железной дороги для доставки орудий и снарядов к местам осадных работ. 19 января 1855 года в Балаклаву из Англии прибыла первая партия рабочих с главным инженером Джеймсом Бэтти, оттуда же доставили 1800 тонн рельсов, 6000 шпал, 300 тонн досок и около 2000 тонн различного груза, включая подъемные краны, вагоны-платформы, вагонетки и даже машины для забивания свай. Строительство завершили за семь недель - к 26 марта 1855 года. Железная дорога проходила вдоль западного берега Балаклавской бухты. Затем двойная колея шла до села Кады-Кой, поворачивала налево, огибая Французский холм, шла до перекрёстка грунтовых дорог, где сейчас 10-й километр Балаклавского шоссе, проходила мимо хутора генерала Бракера и доходила до Воронцовского шоссе (старая Ялтинская дорога). Традиционно считалось, что длина железной дороги составляла семь миль, то есть 11 километров. Но, по мнению английского инженера Брайена Кука вместе с ответвлениями железная дорога была в два раза протяженнее - около 14 миль (22,5 км). Вагонетки с грузом передвигались мулами и лошадьми со скоростью 20 миль (около 32 км) в час. Для ускорения перевозки грузов из Великобритании доставили паровозы, каждый из них имел название: «Содружество», «Победа», «Лебедь» и «Чёрный бриллиант». После окончания Крымской войны железную дорогу разобрали и продали турецкой компании. По одним сведениям, это сделали сами англичане, по другим, - русские. В 1856 году перед уходом из Крыма англичане на скале в районе Кады-Коя установили мраморную доску с мемориальной надписью в честь постройки железной дороги, но уже летом 1860 года, её вырвали из скалы и разбили. По объяснению Таврического гражданского губернатора генерал-лейтенанта Г.В. Жуковского, это сделали по личному приказу Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа А.Г. Строганова. Подготовила ОЛЬГА СМИКУЛИС. В тексте выделены места привязки трассы к современным объектам (село Кады-кой это, видимо, нынешний микрорайон Кадыковка). Ни слова не говорится о колее. Но можно предполагать, что это 1435 -- строили англичане, в т.ч. и паровозы были из Англии. |
Автор: | user5971 [ 14/09/2014 06-11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Первая железная дорога в Крыму |
Александр Мерщиков писал(а): к 26 марта 1855 года. совершенно не факт, в это время в Англии идет "битва за ширину колеи", так что .. тем более что в тексте есть "двойная колея".
Затем двойная колея Ни слова не говорится о колее. Но можно предполагать, что это 1435 -- строили англичане, в т.ч. и паровозы были из Англии. |
Автор: | Александр Мерщиков [ 14/09/2014 11-02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Первая железная дорога в Крыму |
Цитата: совершенно не факт Я и не выдаю это за факт. Это лишь моё предположение. Цитата: в это время в Англии идет "битва за ширину колеи", так что .. эта "битва" к 1855, насколько я знаю, уже закончилась -- с 1846 стефенсоновская колея была принята в Англии как стандарт. Цитата: тем более что в тексте есть "двойная колея". "двойная"... Вы относите это к ширине колеи? Тогда что есть колея одинарная? Сколько в миллиметрах, дюймах, локтях?.. "Двойная", как мне кажется, это не о ширине, а о "количестве колей". То есть, говорится о банальной двухпутке... |
Автор: | Иван Андреев [ 14/09/2014 19-38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Первая железная дорога в Крыму |
user5971 писал(а): Александр Мерщиков писал(а): к 26 марта 1855 года. совершенно не факт, в это время в Англии идет "битва за ширину колеи", так что .. тем более что в тексте есть "двойная колея".Затем двойная колея Ни слова не говорится о колее. Но можно предполагать, что это 1435 -- строили англичане, в т.ч. и паровозы были из Англии. |
Автор: | Александр Мерщиков [ 14/09/2014 21-40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Первая железная дорога в Крыму |
Иван Андреев писал(а): Тем более, что "железная дорога для доставки орудий и снарядов к местам осадных работ" вполне себе (и англичанам) могла быть и узкоколейной. ЧТо вполне возможно для временной по своей сути дороги. Конечно, могла быть! Повторюсь, "Меридиан" о ширине колеи не говорит ни слова. Но нежелезнодорожному изданию простительно не замечать такие мелочи... Но это совсем не мелочи для Феррохронографа, и пробел с шириной колеи, как и временность этой дороги, не оправдывает его полного молчания. Считаю, что данная дорога вполне заслуживает упоминания о ней в ФХ. Не только, как первая железка в Крыму, а и как одна из первых в России! |
Автор: | Юрий Ильин [ 24/09/2014 20-53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Первая железная дорога в Крыму |
Вот такая вот книжка об этом была опубликована: The Grand Crimean Central Railway: The Story of the Railway Built by the British in the Crimea During the War of 1854-56 Cooke, Brian Published by Cavalier House (1990) ISBN 10: 0951588907 ISBN 13: 9780951588901 Надо полагать, что ответ на вопрос какой колеи она была - там должен быть. |
Автор: | Александр Мерщиков [ 25/09/2014 12-20 ] |
Заголовок сообщения: | |
Юрий Ильин писал(а): Вот такая вот книжка об этом была опубликована: The Grand Crimean Central Railway: The Story of the Railway Built by the British in the Crimea During the War of 1854-56 ... Огромное спасибо, Юрий! Надежд найти эту книгу в (пока ещё моей) ярославской провинции -- практически нет, но вот "Grand Crimean Central Railway" прекрасно находится яндексом: http://en.wikipedia.org/wiki/Grand_Crim ... al_Railway , и там -- "Track gauge 1,435 mm (4 ft 8 1⁄2 in), Length 14 miles (23 km)", а также карта местности с нарисованной трассой дороги. Полагаю, что и редактор ФХ всё это уже видел. Во всяком случае, соответствующая запись в ФХ уже появилась Спасибо всем откликнувшимся и принявшим участие в обсуждении! |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |