Пару слов про МОЖД, спасибо Богдан напомнил. В двух как минимум местах МОЖД проходит так сказать по "Гиблым местам" .
1 . Угрешская:
Откроем книгу П.В.Сытина "Вокруг современной Москвы (по Окружной железной дороге)", изданную в 1930 году:
"Мы проехали восточный участок Окружной железной дороги длиной около 10 км и вступаем в самую безлюдную и глухую ее часть - юго-восточную. Приблизительно в километре от пересечения ее с Рязанским шоссе Окружную дорогу пересекает Московско-Курская дорога, а сейчас же за ней, так называемая "боенская" ветка Московско-Казанской, по которой отправляют скот со станции Перово на городские бойни. За нею справа идет соединительная ветка Окружной дороги, ведущая на станцию Городские бойни (ныне станция Бойня Окружной дороги; находится недалеко от метро Волгоградский проспект - В.Б.). За этой станцией в полутора километрах по прямому направлению от Окружной дороги видим и самые бойни - многочисленные кирпичные корпуса с высокими трубами утилизационных заводов, водокачкой и многоэтажными белыми зданиями холодильников. К востоку от боен сверкает зеленью обширное Калитниковское кладбище. Из левого окна видны отходящие от Окружной дороги соединительные ветки с Московско-Курской дорогой, а между ними - пересекающее Окружную дорогу Астаповское шоссе, далее унылая и безлесная местность - Сукино болото, в некоторой своей части служащая свалкой для уличного мусора. Граница города по линии Московско-Курской дороги отходит от Окружной на юго-восток, пересекает Московско-Курскую и затем по юго-западной стороне соединительной ветки ее с Окружной снова возвращается к последней. Из правого окна виден пустырь, подобный Сукину болоту. Посреди его, в двух километрах от пересечения Окружной дороги с Московско-Курской, лежит станция Угрешская."
А в уже упоминавшихся "Впечатлениях первой поездки по Окружной дороге" журналист писал: "Пересекли Семеновскую соединительную линию Московско-Казанской железной дороги, вступаем окончательно в области болот, свалок и всякой мерзости. Справа: поля орошения, старые городские бойни, свалки, от которых дышать нельзя, а слева холерное кладбище, еще какое-то кладбище, новые свалки, Сукино болото. И посредине этих зловонных палестин красуется станция Угрешская, получившая название от близлежащего Угрешского шоссе (вело в Николо-Угрешский монастырь, ныне - Волгоградский проспект - В.Б.). Каждый день перевозится из Москвы до 7000 бочек нечистот мимо!"
Действительно, где-то лет 20 назад в районе Угрешской еще чувствовались "остатки прежней роскоши". Бывший клееваренный завод Ф.С.Грачева, получивший позже громкое название "Клейтук", портил атмосферу так, что его работа чувствовалась и в районе Пролетарской, и у метро Текстильщики.
Любопытны воспоминания К.М.Хлебникова, бывшего заместителя начальника станции Угрешская, о своем детстве "На пригородной станции":
"Летом выйдешь из дома и видишь одни поля, засеянные овсом, викой, картофелем. Где-то вдали смутно различаются строения, расположенные около Крестьянской заставы.
В сторону Люблино тянулись болота. Человек, не знакомый с этими местами, легко мог попасть в беду, провалиться и утонуть в трясине.
Вблизи станции не было ни одной школы. Дети железнодорожников учились на Таганке или в Симоновской слободе; в осеннюю непогодь месили грязь на дорогах, зимой мерзли от ледяного ветра.
2 .Канатчиково
Вернемся к "Впечатлениям первой поездки по Окружной дороге";
"Канатчикова дача, этот громадный дом умалишенных, окуривается, в зависимости от ветра, заразой калужских свалок или остатками живодерных прелестей. Мы едем живодерной выемкой. Здесь почва заражалась едва ли не более столетия и представляет собой сплошь могольники. Ямы и курганы, ямы и курганы! Общий вид напоминает карту Луны. Люди, производившие здесь первоначальные земляные работы, без ужаса не могут рассказать о пережитом. Возможно было работать разве только зимой, снимая мерзлыми слоями замерзшую трупную жижу. С рабочими делалось дурно, они не могли есть мяса. Но все ужасы были побеждены и результатом явилась громадная выемка. Это какое-то страшное место, невдалеке и татарское кладбище, и Даниловское, и холерное. На станции Канатчиково невозможно было дышать от зловония."
Это 1907 год. А вот слова человека, работавшего на станции с 1908 года: "По вечерам вокруг станции было темно и глухо. Отработаешь, бывало, часов 13-14 подряд, отпросишься, наконец, домой, идешь и боишься." (П.И.Павлова. "На месте бывшего леса").
Выдержки из статьи В.Брока "Забытое кольцо Москвы"
Последний раз редактировалось Саша Партизан 19/03/2008 14-20, всего редактировалось 1 раз.
|