Новый отечественный электропоезд ЭТ4А.
Электропоезд ЭТ4А с максимальной скоростью в эксплуатации 120 км/ч предназначен для обеспечения пригородных пассажирских перевозок на электрифицированных участках железных дорог, оснащённых высокими и низкими платформами, с питанием от контактной сети постоянного тока 3000 В. Обозначение ЭД4А означает «электропоезд Торжокский, 4-й модификации, Асинхронный». В 2011 году электропоезд ЭД4А успешно завершил предварительный контрольный пробег протяженностью 5000 км на Экспериментальном кольце ОАО РЖД (г.Щербинка). Электропоезд прошел все необходимые приёмочные и сертификационные испытания на испытательном полигоне Белореченская – Майкоп. В октябре 2011 г. шестивагонный электропоезд ЭТ4А, состоящий из двух головных, трёх моторных и одного прицепного вагонов, успешно прошел ходовые испытания на участке Москва – Тула. По результатам сертификационных испытаний 25 апреля 2012 года электропоезд ЭТ4А получил сертификат соответствия. В настоящее время Электропоезд ЭТ4А-001 эксплуатируется на участке Санкт-Петербург – Луга. Основная составность электропоезда ЭТ4А – одиннадцать вагонов, два головных пять моторных, четыре прицепных. Допускается формирование поезда из двенадцати, десяти, девяти, восьми, семи, шести, пяти и четырёх вагонов. Электропоезда можно эксплуатировать по системе многих единиц, при этом максимальное количество вагонов не должно превышать четырнадцати. Главной особенностью электропоезда является тяговый электропривод с асинхронными тяговыми двигателями. Каждый тяговый двигатель питается от индивидуального тягового преобразователя. Тяговый преобразователь представляет собой трёхуровневый автономный инвертор напряжения на силовых высоковольтных IGBT-транзисторах. Система управления тягового преобразователя обеспечивает его работу в тяговом и рекуперативном режимах. Кроме того, дополнительно встроенный тормозной преобразователь (чоппер на IGBT-транзисторах) обеспечивает реализацию реостатного торможения с гашением мощности на тормозных резисторах, установленных на крыше моторного вагона. Применение асинхронного тягового привода позволяет управлять тяговым усилием каждой колёсной пары в отдельности, улучшая плавность хода поезда во всём диапазоне скоростей (от нуля до максимальной скорости 120 км/ч и обратно) и комфорт проезда пассажиров, обеспечивая высокие тягово-энергетические характеристики, способствует снижению эксплутационных расходов. В конструкции электропоезда ЭТ4А применены: автоматическое управление тягой и электрическим торможением; система автоматического поддержания скорости; асимметричный токоприёмник; промежуточная жесткая беззазорная автосцепка; система обеспечения микроклимата в кабинах машиниста и пассажирских салонах; вентиляция тамбуров; освещение салонов светодиодными линиями; светодиодный прожектор; система видеонаблюдения салонов и тамбуров вагонов; система видеонаблюдения посадки и высадки пассажиров. Для повышения качества обслуживания пассажиров в конструкцию электропоезда внесены множественные изменения, в том числе установлены пассажирские сиденья новой конструкции. Для обеспечения быстрой и безопасной посадки и высадки пассажиров на высокие и низкие платформы установлены прислонно-сдвижные двери, увеличен дверной проём входных дверей до 1250 мм, увеличена площадь тамбуров. Система микроклимата электропоезда позволяет выдерживать требуемые санитарно-технические параметры микроклимата во всём диапазоне рабочих температур окружающей среды. При проектировании были учтены требования для беспрепятственного пользования электропоездом пассажирами с ограниченными физическими возможностями. Головные вагоны электропоезда оснащены устройствами для подъёма людей в инвалидных колясках с низких платформ, местами для размещения и закрепления инвалидных колясок, специальными санитарными блоками, адаптированными для данной категории пассажиров. Электропоезд ЭТ4А является базовой переходной моделью для проверки в эксплуатации разработанного и изготовленного предприятиями России асинхронного тягового привода. Ближайшей перспективой является создание подвижного состава отечественного производства с асинхронным тяговым приводом с максимальной скоростью 160 км/ч.
По материалам статьи «Новый отечественный электропоезд ЭТ4А», авторы: Е.Г. Янченко, Д.Е. Кирюшин, В.П. Шилкин. Журнал «Локомотив» №8 за 2012 год.
|