Собственно ссылка вот
http://kupavnaweb.narod.ru/history.html#crash
Переход к метке #crash не всегда происходит. Так что если откроется документ просто вверху страницы, докрутите вниз до заголовка "Железнодорожная авария" сами (там документ history.html довольно объёмный).
А вот цитата сайта, чтобы по ссылке не ходить:
Цитата:
Железнодорожная авария на станции Купавна
Чтобы помнили...
Об этой аварии нет информации в интернете, скорее всего её нет в архивах СМИ, её точно нет в газетах того года, в которых тогда были статьи только о самых прямых рельсах из самой качественной в мире стали, о самых быстрых поездах, и логично что в них не было статей о крупных железнодорожных авариях.
Произошла эта авария 4 сентября 1975 года. По воспоминаниям очевидцев день был солнечный и по летнему тёплый, это был четверг. Случилась она примерно около часа дня. От станции Купавна в сторону платформы "33-ий километр" отправлялся электропоезд ЭР1-219. Ему на встречу от платформы "33-ий километр" шёл товарный состав (ведомый, возможно, электровозом ВЛ8-328). По трагической случайности и стрелка с пути "на москву" оказалась переведённой на путь "из москвы" и предшествующий ей светофор был открыт (не горел "красным"), либо стрелка перевелась и сфетофор закрылся в самый последний момент, но товарный состав на полной скорости был переведён на путь, соединяющий пути "на москву" и "из москвы". Машинист успел только включить тормоза и выпрыгнуть из локомотива. Но времени на торможение уже не было и товарный состав на полной скорости взрезал стрелку на путь "из москвы" и врезался в бок электропоезда. По некоторым сведениям два вагона электропоезда успели проехать. Вагоны 21908, 21907, и 21910 (1-ый, 3-ий и 4-ый по ходу поезда) были изуродованы настолько, что резались в металлолом прямо на месте катастрофы. Почти все пассажиры 3-его и 4-ого вагонов погибли. Из-за удара сильно пострадала платформа и люди, находящиеся на ней. Из-за аварии частично пострадали близлежащие деревья. Люди из соседних вагонов и со станции, несмотря на шоковое состояние, кинулись помогать раненым. На устранение последствий аварии были привезены солдаты с соседнего полигона. Они засыпали все песком и сажали новые деревья. Пока устранялись последствия аварии и реконструировалась станция, электрички из Москвы ходили до станции Железнодорожная. А от неё был запущен автобус до станции Купавна. Официально станция не работала в течении недели.
Вагон 21909 был восстановлен на Московском Локомотиво Ремонтном Заводе в объёме КР-2. И электропоезд ЭР1-219 принял такой вид : 21901- 21902- 21903- 21904- 21905- 21906- ЭР2-207902 (и.о. 21908)- ЭР2-207903 (и.о. 21907)-ЭР2-207002 (и.о. 21910)- 21909 (восстановленый на МЛРЗ). Электропоезд эксплуатировался и дальше в депо Железнодорожная где-то до середины 80-ых годов, когда там началась замена подвижного состава на электропоезда ЭР2Р и ЭР2Т. Состав ЭР1-219 эксплуатируется до сих пор в депо "Пятихатки" Приднепровской железной дороги. Электровоз ВЛ8-328, предположительно дэпо "Рыбино" был списан 1-ого июля 1976 года.
Говорят, проходящие поезда ещё долго гудели в память о погибших.
Очень долго искали инфу об этой аварии, как раз для сайта, да и из своего интереса тоже. Очень тогда помогли с информацией Фёдор Яшин и Александр Токарев с
http://rus-etrain.ru.
Потом эта тема поднималась на старом форуме "Паровоза" и в Электростальском форуме, как раз там где Вы искали и не нашли. Темы этой в основном форуме уже месяца 2-3 точно нет. Месяца 2-3 назад она была в архиве, есть ли сейчас не знаю. Если нужно у меня есть сохранённый документ форума, могу на почту скинуть.
Но в принципе, к тому что написано на kupavnaweb, могу добавить, из того что обсуждали на форуме (дописать это на kupavnaweb всё руки не доходят).
Погибло 6 человек (в 75 году электрички днём возили воздух). Электровоз был скорее всего не тот о котором написано, какой не известно.
Вероятная причина аварии несовершенство автоматики, камень попал между рельсом и остряком стрелки, стрелка перевелась не до конца, но автоматика показала, что перевелась.
Виновным признали, то ли стрелочника (а были ли ещё стрелочники как таковые в 75 году на жд), то ли ДСП (что мне кажется более правдоподобным).
Электропоезд был Москва-Захарово.
Товарный состав был с песком. По этому поводу у меня проскакивает мысль, что товарный состав шёл не от платформы "33ий километр" на полной скорости, а выезжал с сортировочных путей станции Купавна (3ий, 5ый, 7ой) на путь идущий в Москву (1ый), а с него уже по непереведённой стрелке перешёл на путь из Москвы (2ой), по которому отправлялась электричка. Просто в Купавне есть большой песчаный карьер, до последнего времени на нём была и жд вывозка (Купавинское отделение Ногинского ППЖТ).
Но тогда возникает вопрос, мог ли состав, выезжающий с сортировочных путей на относительно не высокой скорости, опрокинуть 3 вагона электропоезда (наверное мог?). И почему тогда не успел остановиться? Или если бы не успел остановиться, то превернул бы не 3, а все 12 вагонов?
Хотелось бы услышать, если это возможно, ещё какие-то подробности и мнение относительно того, что состав выезжал с сортировочных путей, а не проследовал станцию.
Всегда интересовала эта авария, так как сам из Купавны и интерес усиливало полное отсутствие информации. Но в последствии выяснилось, что к сожалению эта авария далеко не единственная подобного плана. Что было на СЖД достаточное количество подобных аварий (Белгород, Бекасово (это правда уже на РЖД)). И более страшных (Улу-Теляк - Аша, Каменская, под Серпуховым).
Ещё такой вопрос, когда-то в Паровозовском форуме проскакивала тема про аварию под Серпуховым. Мол один ПДС под ЧС2 забуксовал на подъёме перед Серпуховым и скатился на идущий следом ПДС Баку-Москва. Было огомное количество жертв. Есть ли у кого-нибудь информация об этой аварии?