Ромашков писал(а):
А транспортируют ли трамваи по железной дороге на своих колесах? Или поезда метро? Я вроде видел (о-о чень давно) вагоны метро на станции под Ростовом (стало быть, тащили с Мытищинского завода в Баку, Тбилиси или Ереван). А трамваи? Или только на платформе?
Метрованоны сплошь и рядом транспортируются в составе поездов, так как железнодорожный и метрошный рельс полностью эдентичны и конструкционная скорость метровагонов позволяет их транспортировку в составе грузовых пездов практически без ограничений. Кроме того, метровагоны и испытываюся в Щербинке.
С трамваями сложнее. В теоории трамвай может транспортироватьсся по ЖД путям (одинаковая колея, про радиус кривых и нагрузку вообще молчу). Но дело все в том, что строение трамвайного рельса и железнодорожного несколько отличается. Железнодорожный рельс имеет несколько закругленную форму, трамвайный рельс плоский. Кроме того, трамвайная тележка имеет значительные скоростные ограничения. Изредка транспортировка трамваев по ЖД путям все же допускается (например в Москве на Угрешской (в пределах станции и пдъездных путей). Известен случай "вынужденной" транспортировки трамваев в Волгограде (там, как и теперь в Москве две не связанные между собой трамвайные системы). Однако, из-за того, что трамвай сам по себе имеет незначительный вес, и его можно свободно перевозить на спец. автомобильных тягачах, то транспортировка трамваев по ЖД скорее исключение, чем правило. Известен еще случай переоборудования железнодорожной линии в трамвайную - Черёмушки — Саяно-Шушенская ГЭС. Сейчас этот участок не считается ЖД. Но там используются специальные варианты трамваев с двумя кабинами управления (так как нет разворотных кругов) и колесами под железнодорожный рельс. До этого по тем же самым рельсам ходил ДР1.
Ну и наконец. Транспортировка железнодорожных вагонов по трамвайным путям - невозможна в принципе, без специальной подготовки трамвайного пути. Так как очень мал радиус кривой, трамвайный путь не рассчитан на осевую нагрузку железнодорожного вагона. Да и спрохождением стрелок будут явные проблемы, так как трамвайная стрелка переводится "сама" в зависимости от того накатом проходит её трамвай, или с ускорением.
И наконец. Может ли железнодорожный ПС использоваться в Метро? Очень относительно, но может. Например в Московском метрополитене есть один ТГК2. Его габарит позволяет работать в Метро, хотя он в тоннелях и не используется, работает вывозным локомотивом в депо, доставляя вагоны со станции Подмосковная. Остальной ПС - по габариту не подходит. Так что байки господина В. Суворова в Контроле и Выборе, про то как "универсальный ремпоезд" ходил из метро на железную дорогу, не более чем вымысел. Да и напряжение на линиях метро и на ЖД разное - в метро 800 в. На ЖД или 3Кв постоянное или 25 Кв переменное.