Светлой памяти УЖД Ситники - Камская посвящается...
"ЖИВИ, УЗКОКОЛЕЙКА !"
Все здесь кажется каким-то игрушечным, ненастоящим. Маленький вокзал,
в несколько шагов ширины перрон. Поезд всего из трех вагонов. И каких !-
пожалуй, шириной с "рафик".
А путешествие предстояло настоящее. Пять часов в дороге.
Старший проводник Клавдия Алексеевна Сукманова сообщила:
- От Ситников до Камской 107 километров. Сейчас поезд идет уже до
конца дороги. А то в мае после половодья мост через Керженец
ремонтируют путейцы, и тогда едем только до Березовки. Ну, в этом
году они постарались - за неделю управились.
Когда мы говорим о пассажирском транспорте в нашей области, то вспоминаем
Горьковскую железную дорогу с электричками и с дальними экспрессами,
автобус, самолет, "Метеор". А вот про узкоколейку забываем. А зря.
Длина этих дорог, по которым ездят тысячи людей в нашей области,
больше, чем расстояние от Горького до Москвы.
Выксунцы ездят по своей существующей почти сто лет узкоколейке и на
работу, и отдыхать, и в гости - в Вилю, в Верхнюю Верею, к соседям в
Вознесенский р-н, а также в Рязанскую область.
От Балахны стокилометровый путь пролег почти до Южи, по ивановской
земле.
Еще одна линия соединяет Арью с берегом Ветлуги, путь через целых
три района. Целых две дороги у тоншаевцев...
Взгляните на карту области. Севернее Волги - на полторы сотни километров
ни дорог, ни городов. Болота, озера да редкие кружочки маленьких поселков.
Как же в них люди попадают ? А так и попадают - по узкоколейке.
Полвека назад начали люди обживать Каму, добывать торф из ее болот. Тогда
прорезала ее единственная до сих пор линия узкоколейки.
...Поезд наш идет не спеша. Из окна тепловоза вижу узкий - как раз по
ширине поезда - коридор в кустарнике. Иногда он чуть откроется, - и сверкнет
озеро с яркой болотной зеленью у берегов.
- И всю дорогу так, - объясняет машинист Сергей Федорович Семериков. - Разные
звери к пути выходят. Лоси, волки, зайцы. Озера Ситниковского заказника
с самой крупной в континентальной Европе колонией чаек. Сосновые боры.
Маленькие лесные поселки - Керженец, Орлы. Сам Керженец - с тугими омутами,
с коричневой водой. Низенький мост и поселок за мостом - Рустай.
В вагонах с кондукторскими сумками проводницы Лия Васильевна Рязанова,
Татьяна Лушина. Присматриваюсь к рулонам билетов. На каждом непривычное -
"Ведомственный транспорт". Узкоколейка в системе "Горэнерго", по ней возят
все-таки торф.
Но и пассажирский поезд, оказывается, хозяевам не в убыток. Всего на дороге
24 поезда. Есть рабочие, есть для школьников, есть для отдыхающих в выходные.
Кроме основного пути составы с пассажирами идут и по двум боковым веткам.
В иные дни тепловоз таскает по 19 вагонов, а проводники продают по 600 - 800
билетов. Как и на настоящей дороге тут есть почтовый поезд. В середине дня
корреспонденцию для Рустая машины привозят в Керженец, на станцию. Кстати,
в нашем поезде есть и овощной вагон - продукты везут в Кузьмияр, в ОРС.
Тут от живописания экзотики перейду к вещам грустным.
Мы забываем про узкоколейку. Да, мне было приятно подержать в руках эстафетный
жезл от перегона "Орлы - Керженец" (так на нем написано). Железная болванка,
которую вручают машинисту, когда он выходит на перегон, - вещь почти музейная.
А вот наблюдать, какими волнами уложен путь, из кабины машиниста было не радостно -
на самых скверных участках поезд прямо-таки мотало.
Грязно, неуютно на всех вокзалах. Сломанные диваны, ржавые вывески, написанные
разве что без ятей, почти полное отстутствие информации для пассажиров. Некрашенные,
прокопченые вагоны. Зимой в них всегда тепло, но это в депо Ситники было достигнуто
дорогой ценой. К вагонам нет запасных частей, стекол. И если разбивается окно,
вставлять призодится новое, обыкновенное стекло в новую деревянную раму меньших размеров.
Вагоны вообще в дефиците. Делают их в стране очень немного, в подмосковном поселке
Демихово возле Орехово-Зуево.
В этом году новых вагонов пришло только два - просили же как минимум восемь.
Ведь в грибной, ягодный сезон в Ситниках ждут поезда не восемь сотен людей - больше.
Кому места не хватило, довольствуются ближним лесом. Обращали внимание, какие
толпы людей выходят в эту пору из горьковской электрички в Киселихе и движутся
вереницей куда-то влево ? Это на узкоколейку...
Живет дорога. На памяти тех, кому лет 50, поезда ходили и из Бора прямо до Воскресенского.
Сейчас путь туда разобрали, зато сделали в Воротынский р-н, в Кузьмияр (до Воскресенского
теперь отлично ходят автобусы). Очень медленно, но все же путейцы укладывают на трассе
бетонные шпалы.
В прошлом году машинисты получили приказ - на 23-м км делать остановку для садоводов.
Там теперь участки горьковских метростроевцев. А этим летом начнет ходить дополнительный
дневной поезд по самому дальнему маршруту - до Камской.
Нет, не времянкой оказался путь на Каму - дорогой, которая уже полвека служит здесь
тысячам людей. И долго еще будет служить. Поэтому хочется видеть ее ухоженной, удобной...
В. БАХАРЕВ
Из газеты "Ленинская смена" от 12.06.1988 г.
|