Отдаю на суд всего коллектива пробу пера. Боже упаси, не стараюсь обидеть никого персонально - но если узнаешь себя или знакомого - значит, так оно и есть? Стандартная фраза - мнение автора может не совпадать с мнением читателя.
Пролог.
От плейнспоттера-трейнспоттерам.
(Planespotter - англ. Человек, фотографирующий самолеты, собиратель информации по компаниям, типам, бортовым номерам и т.д.) Planespotting - коротко - фотоохота на самолеты Trainspotter - Человек, фотографирующий поезда (см. выше) Trainspotting - см. выше Терминология используется давно и достаточно широко.
Раннее утро. Сквозь занавеску пробивается тонкий солнечный луч и настойчиво лезет в глаза. Подъем - погода летная! Быстрые сборы (сумка с фотоаппаратом в постоянной боевой), куснуть что-нибудь... а, к черту, по дороге куплю в палатке - и за руль, и продираясь через утренние пробки - на волю, к аэропорту. Всю дорогу - краем глаза наверх - а как солнце, а как облака, а ветер - ветер откуда? Прогноз прогнозом, но глаза не обманешь. Чем ближе к месту - тем больше предвкуше- ние новизны (а вдруг сегодня?). И глаза уже заранее смотрят в нужную точку горизон- та в поисках маленькой невесомой пушинки; и в мыслях - успею встать на точку или он пролетит раньше?! Уф, успел. И вот он все ближе, а фотоаппарат уже настроен - и неважно, что этот борт уже твой старый знакомый - касание кнопки, писк фокусировки - поехали! Щелк-щелк-щелк, как швейная машинка, только не разматывается нитка, а наоборот - наматывается нить информации на флешку. А ЭТО проплывает мимо тебя, в очередной раз вызывая оторопь - 200 тонн - по воздуху!!! Да-а-а.... Щелк-щелк-щелк! И уже уходит за деревья хвост, а палец не хочет отпускать кнопку - ну еще кадр, ну еще... 5-6 гигов при хорошей погоде и полном световом дне - далеко не предел... Рядом автомобиль; открывается дверь - и выходит МАСТЕР, МЭТР, ЗУБР (нужное под- черкнуть). Мама моя - сколько богатства! - зеркалка (и не одна), набор объективов - как патронташ. Обнюхиваемся - слово за слово, разговор идет. О, борт на подходе, извините - щелк-щелк-щелк! И - тишина со стороны оазиса изобилия. -? -вежливо. - А мне это не интересно! Месяца через два звонок: -Слушай, выручай.... Мне тут позвонили из компании, хотят арендовать борт. -?- Да они хотят глянуть на него, как и что внешне; а у меня в архиве нет... Нашел, со всех сторон, в трех ракурсах... Интересно - неинтересно, нужно - не нужно...
Основная часть.
Шелестит вентилятор компа, кряхтит модем, время от времени выкидывая из сети - пасусь...Сайты УЖД - много, разные, масса фоток. Пока открывается одна - успеваешь покурить. Через это проходили все. Масса информации остается за пределом восприятия - терпения просто не хватает. И все равно - хочу! Каюсь - деру чертежи, фото деталей крупным планом, потому что нужны размеры, и успеть снять замер, пока в очередной раз не выбило из сети... И - как у Жванецкого - не то. А плывут размеры. Куда хотят - туда и плывут. Вызывает вежливое удивление реклама очередной модели - размеры, снятые с архивной фотографии, позволили изготовить модель с точностью до 1%. Братцы, а при средней длине вагона в 10 метров 1% -это как? Понятно-нужен чертеж, желательно подробный. Через друзей и знакомых связался с Человеком - очень много сделавшим (и делающим) для популяризации ужд, уважаю! Чертеж ВЦ-20! Прыжки на голове вокруг чертежей, а при более внимательном расс- мотрении дома - опять, как у Жванецкого - не то! Ну не ВЦ-20 это! А она, между про- чим, на двух сайтах лежит. И размеры только базовые совпадают, а вся мелочь гуляет, как хочет. Что - опять в инет? Установил выделенку - душа поет, фотки мелькают, за час - столько, сколько раньше за месяц! ВЦ-20 - море, а Жванецкий снова тут как тут - не то! А вот теперь вой в полную силу: сайты, сайты, сайты, рельсы - на перегоне, из куста, из канавы, груда кирпичей - да, я все понимаю - это история - и наконец - вот она!!! ВЦ-20.... снятая под углом градусов 70 из положения лежа! Следующий кадр - с короткой! - угол тележки и край колеса! Уважаемый коллега, за Вами, что - гонятся, или это снято под обстрелом?! Нет - все нормально, следующий достойный объект - ка- бина от ЭСУ, лежащая в стороне. Вид справа, вид слева, вид сверху, номерная табличка с четырех сторон - летний снимок. Осень - та-же кабина (лежит!) и снова - сверху, сзади... Зима. Торчащая из сугроба кабина - все еще здесь! и я еще разок-другой сниму ее.... и кину в фотогалерею - а что, круто! Братцы, опомнитесь - это уже прах, идущий к земле! Доколе будет продолжаться терпе- ние руководства ППЖТ, дающего разрешение на съемки!? А в спину вам хмуро глядит дядька с газовой горелкой в руке, и похрустывает колесико зажигалки - с равномерно- мерностью метронома, отсчитывающего что - часы, минуты? жизни вагона, который вам НЕИНТЕРЕСЕН.... Поймите, наконец - ЕЕ убивают на ваших глазах, ЕЕ остается все меньше и меньше и в ваших силах если не спасти, то хотя бы сохранить - материалов по подвижному составу не так уж и много. Пара кадров - с прямого угла! рулетка, линейка, пачка сигарет, пив- ная бутылка, в конце концов - что позволит привязать к размеру. Моделисты встанут на колени перед вами... Немного в сторону - кто так не считает, пусть посмотрит хоть одну серьезную монографию по авиатематике - все размеры, вся расшивка крыла, все лючки и т.д... и - масштабная линейка рядом. Модель вагона - в одной руке КОПИЯ, в другой - игрушка. На макет смотрят сверху, поэтому низ модели упрощается. Но переверни КОПИЮ.... А что, по вагонам и тягам УЖД слабо? Пусть не на бумаге, пусть в электронном виде - но так ли это сложно? Великолепные боковушки Гр и Вп - честь и хвала! Вопросы к народу по поводу архивов УКВЗ, Алтайского, ДМЗ - даже не пытайся, беспо- лезно (а этому человеку я верю), даже в сети на сайтах заводов - одна-две строчки. Люди!!!! Ау!!!! Это же Ваша и наша история! Или это стыдно? (или ЭТО СЕКРЕТНО?)
Я фотограф, я могу понять фразу про сложившийся СВОЙ стиль. Но мне становится немного грустно, когда я вижу на фото человека, стоящего в позе африканского охотника на останках Аммендорфа. Поверьте, ребята - это не та дичь, она уже давно занесена в Красную Книгу.......
Эпилог
Шуршит вентилятор, время от времени ворочает мозгами винт. Демонстрация архива внуку. - Смотри - вот я снимал вагончик, а вот паровозик - маленький, совсем как игрушечный. Дедуська (двух передних еще нет), а знаю, посему они все влемя падают! -??!!!! Они зе все такие кливенькие, им ездить тязело! ВЫ ЭТОГО ХОТИТЕ?
|