Снова прошу прощения у Господина ПЖ, эццилопов и разноцветных штанов и привожу полный перевод небольшой, но очень информативной статьи. По-моему, она дает ответы на многие поднимавшиеся здесь вопросы и показывает, что встречается в самом центре Франции, одной из самых, если не самой автомобилизированной страны в Европе. И что могло бы быть и у нас при доброй воле властей.
ЖИВОПИСНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ
Le pittoresque au quotidien/ Michel BARBERON// La vie du Rail & des transports/ - 1996/ - № 2555// - c/ 22-25/ - Фр.
Из первоначальных 190 км этой узкоколейной линии остались только 67 между Сальбри и Лусай-ле-Маль. Почти умершая 20 лет назад, линия Блан – Аржан, удвоив свои перевозки, остается транспортной артерией региона.
Линия Блан – Аржан (Blanc – Argent), чаще называемая ВА, это небольшая железная дорога с колеей метровой ширины, пресекающая часть местностей Солонь и Берри, лежащих к югу от Парижа. Хотя она сохранила первоначальное наименование, уже давно нет сообщения между некогда ее конечными пунктами. Введенная в эксплуатацию в 1902 году, 190-километровая линия, связывавшая Блан (деп. Эндр) и Аржан (деп. Шер), со временем была укорочена. Сегодня движение ограничено участком в 67 км между Сальбри (деп. Луар-э-Шер) и Лусай-ле-Маль (деп. Эндр).
Патриархальная деревенская внешность – крохотные кокетливые вокзалы с цветочными клумбами и встроенными в стены старинными часами, остановки по просьбе пассажиров или ожидающих на перроне, предупредительные свистки при пересечении с дорогами или лесными тропами, не мешают этой линии быть очень важным фактором местной жизни.
Здешние жители очень привязаны к дороге, для них она что-то вроде фетиша, хотя не все в этом признаются. В своих маленьких сине-белых (цвета Центрального региона) дизельных поездах она перевозит 400 000 пассажиров в год. «И это только те, кто приобретает билеты или абонементы на наших вокзалах и кого мы можем учесть, не считая клиентов, прибывающих, например, из Марселя или Орлеана», - уточняет один из руководителей компании. Он же, не смотря на хорошие сегодняшние показатели, сожалеет о прежнем расписании: «Был прекрасный поезд, отходивший из Парижа примерно в 7-30 с пересадкой в Сальбри, чтобы доехать по нашей линии до Роморантена около 9-15. Им пользовались рабочие автосборочного завода Рено. Сейчас нужно выезжать в 6-32. Одно из наших «требований» - ввести поезд, отходящий из Парижа несколько позже. Но когда люди уже отвыкли, трудно их привлечь снова…».
Если рабочие относительно редко пользуются ВА, иначе обстоит дело с молодежью, которая составляет около 40% годового пассажирооборота. Линия насчитывает свыше 300 абонентов-школьников, которые каждый день отправляются в учебные заведения городов Роморантен и Валенсей. Эта клиентура сильно влияет на изменение пассажиропотока по месяцам: от 28 000 – 40 000 в «нормальный» период до 14 000 в июле и 7 000 в августе.
Очень респектабельные показатели. Но еще двадцать лет назад вряд ли кто ни будь дорого бы дал за линию Блан–Аржан. Казалось, перевозки падают непреодолимо. Но с 1974 года они стали мало по малу подниматься: 180 000 пассажиров в 1976 г. и около 250 000 в 1980.
Десять дат для лучшего понимания
1871 – Французский Генеральный штаб предписывает создание двух-путной транспортной артерии Блан-Аржан, способной обеспечивать большой грузопоток от портов департамента Шер на восток страны.
1901 – Открытие участка Роморантен-Сальбри (31 декабря).
1902 – Открытие участков Сальбри-Аржан (15 мая), Экей-Роморантен (6 ноября) и Экей-Ле Блан (17 ноября).
1906 – Железнодорожная Компания Блан-Аржан (ВА) сменяет первое эксплуатирующее предприятие – компанию Fauger & Chatelin.
1936 – Перенос на автодорогу обслуживания пассажиров на участке Сальбри-Аржан.
1940 – Демаркационная линия проходит между вокзалами Шабри и Жиевр.
1953 – Закрытие для пассажиров (1 сентября) и для грузов (1 ноября) участка Блан-Бюзансе.
1973 – Закрытие участка Сальбри-Клемон.
1975 – Слияние фермерской компании ВА с новой Транспортной Компанией Эндра (CTI), которая продолжает эксплуатацию по подряду с SNCF.
1980 – Закрытие участка Бюзансе-Люсай-ле-Маль.
В этом году прекращена эксплуатация малолюдного участка между Лусай-ле-Маль и Бюзансе. Поэтому компания Блан-Аржан может теперь воспользоваться декретом 1979 г., предусматривающим значительную помощь государства департаментам, соглашающимся упразднить транспортные службы, ставшие слишком убыточными. Финансирование, поступившее в основном из департаментов Эндр и Луар-э-Шер Центрального региона, но также от SNCF (Национальное Общество Железных Дорог), позволяет полностью обновить четыре дизельных поезда и построить два новых.
В октябре 1991 г. наступает новый этап в занимательной истории ВА: Региональный Совет Центрального региона включает линию в свою транспортную сеть TER. Совет верит в ее долговечность и с большим интересом относится к линии, чья инфраструктура и подвижной состав принадлежат SNCF, но эксплуатация и обслуживание осуществляются частной компанией. Доказательство его доверия – 18 млн. франков инвестиций в модернизацию линии.
Работы, начатые в 1995 г., продлятся три года. В первую очередь на некоторых участках кривых будут заменены 7 км старинных рельсов с двойными головками (25 кг/м) на строгодные рельсы (60 кг/м). Предусматривается также заварка механических соединений (6 000 операций!), чтобы получить рельсы по 22 м длиной вместо прежних 12 м., автоматизация двух переездов, замена шпал и балласта и некоторые вспомогательные работы в системе сигнализации. Таким образом, наиболее изношенные участки линии станут практически новыми.
Железнодорожники линии Блан-Аржан
Компания Блан-Аржан, со штаб-квартирой в Париже, насчитывает 70 служащих и имеет статус железной дороги местного значения (VFIL). 18 человек работают на вокзалах, из них 7 – начальники станций. Эти последние (все они женщины) отвечают за безопасность и дают сигналы к отправлению поездов. Имеется 17 путевых обходчиков (включая начальника участка), которые обеспечивают все работы на линии; 10 машинистов дизельных поездов; 14 работников депо в Роморантене, ремонтирующих и обновляющих подвижной состав? 2 сопровождающих поезда; 2 кладовщика и несколько управленцев.
Четыре цифры для лучшего понимания
- Линия Блан-Аржан имеет длину 67 км.
- Дизельные поезда пробегают ее со средней скоростью 70 км/час.
- Парк содержит 8 дизельных поездов: красно-кремовый De Dion 1947 г. выпуска, который работает в основном по специальным заказам, четыре поезда CFD, построенные и введенные в эксплуатацию 1984 г. Имеются также три прицепных вагона Verney, один из которых сейчас полностью обновляется в депо ВА, и два мотовоза, построенные в депо Роморантен в 1952 г. и используемые на путевых работах.
- Не смотря на полное прекращение грузоперевозок на линии 31 декабря 1989 г., компания сохранила 31 грузовой вагон для перевозки оборудования и материалов для путевых работ, из которых 9 отнесены к историческим памятникам.
«Есть сильная политическая воля поддержать линию», - говорит Филипп Поше, директор Инфраструктуры и Транспорта Регионального Совета Центрального Региона. Опираясь на Сальбри и Жиевр, где имеется связь с SNCF, линия может обслуживать многочисленные коммуны местностей Солонь и Берри, такие как Роморантен – супрефектуру, имеющую промышленность, или Валансей, где имеется привлекающий туристов замок. Но это не туристическая линия», - спешит он уточнить.
«Действительно, это не туристический поезд в традиционном смысле, но современная железная дорога в туристическом регионе», - добавляет Жером Андриво. Тем не менее, генеральный директор компании ВА во многом полагается именно на обслуживание туристов, чтобы увеличить клиентуру. И любители пеших прогулок, привлеченные красотами Солони и Берри, могут нанимать специальные поезда.
Со своей стороны, Пьер-Анри-Гронье, заместитель директора региональной пассажирской службы SNCF, настаивает на «полном врастании системы в местную жизнь», чтобы получить здесь подтверждение идеи, что, при определенных условиях эксплуатации, поезд способен обслуживать совершенно сельские местности.
Справки на вокзале Роморантен, Тел. 54-76-02-72.
Перевод Д.Добжинского
|