Юрий Ильин писал(а):
Во-первых, не все линии Варшавско-Венской дороги в Польше в начале ХХ века были колеи 1435 мм., часть из них были на колее 1524 мм. Во-вторых, железнодорожный погранпереход менжду Финляндией и Швецией в фильме о Ленине - скорее всего фантазия киношников. Этот погранпереход появился только примерно в 1919 г., а до этого железнодорожного моста через пограничную реку не было. Сейчас на погранпереходе Торнио-Хаапаранда по обе стороны границы есть и 1435 мм и 1524 мм.
Кстати, Императорский поезд заграничной колеи до 1914 г. часто совершал поездки по маршруту С.-Петербург - Копенгаген со сменой тележек по Вержболово. В нем на свою родину ездила вдовствующая императрица Мария Федоровна (она же - принцесса Дагмара).
Дополню Юрия Леонидовича.
На ст.Вержболово в первые в мире был применен способ перестановки колёсных пар у грузовых вагонов и перестановки тележек у пассажирских вагонов. Позднее так были оснащен переход на ст.Александров и на одной из станций Варшавского узла Варшавско-Венской ж.д. и возможно на одной из станций Лодзинского узла.
По Вержболову, перестановка тележек осуществлялась у вагонов "Международного общества спальных вагонов". Пассажиры остальных классов должны были пересаживатся в вагоны поезда другой колеи пройдя пограничные и таможенные формальности в здании вокзала. Тем более вокзал распологался между путями. У северной стороны были пути колеи 1524мм, с южной стороны были пути колеи 1435мм.
Багаж из багажных вагонов перегружался с соответствующим таможеным оформлением. Хотя у экспресса "Норд" Санкт-Петербург - Париж, багажный вагон мог переставлятся на тележки другой колеи.
Вокзалы ст.Виржбарлово и ст.Эйдкунен соединялись между собой подземным переходом (ок. 500-600м) и особы из императорской семьи или их приближённые, или лица которые совершали поездки инкогнито, или дипломаты могли по этому переходу пройти на вокзал другой стороны и без привлечения к своим персонам внимания сесть в поджидавший их поезд. У обоих вокзалов имелись соответствующие помещения для вышеперечисленых лиц... .
Сейчас подземный переход замурован, но фрагмент с литовской стороны можно осмотреть экскурсией.