Я предлагаю такой вариант оформления заметки об Асбестовской УЖД.
АСБОЖЕЛДОРОГА
Карьерная/шахтная, заводская, лесовозная УЖД. Колея 600 мм, 1000 мм. Частично электрифицированная. Максимальная длина неизвестна. Год открытия: 1904. Год закрытия: 1962. Перешита, частично разобрана.
В 1904 г. в асбестовых разрезах проложены пути шириной 600 мм, в качестве транспортных средств использовались вагонетки «Оренштейн & Коппель» вместимостью 1,5 тонны на конной тяге.
В 1910 году на асбестовые разрезы с Монетных золотых приисков Поклевского поступило два паровоза фирмы «Оренштайн и Коппель». Как они доставлялись на рудники, пока достоверно установить не удалось. Скорее всего, в разобранном виде, конной тягой, по санному пути. В 1911 году на асбестовые прииски отмечены поставки еще двух паровозов германской фирмы «Краусс»:
— Зав. № 6412 1911 год, тип IVbv, 0-2-0 танк, колея 600 мм, новый — Avenarius i Ska für Jaszewsky, Warschau для асбестового завода Поклевского-Козелла
— Зав. № 6413 1911 год, тип IVbv, 0-2-0 танк, колея 600 мм, новый — Avenarius i Ska für Jaszewsky, Warschau для асбестового завода Поклевского-Козелла.
После перешивки подвижной состав был оставлен в эксплуатации на других линиях АСБОЖЕЛДОРОГИ - оставшиеся узкоколейные ветки продолжили действовать. Главной станцией узкоколейки с того момента, по-видимому, стала станция Ильинская (отметка на Викимапии
https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.9 ... 9275075/ru). Там же располагалась перевалочная база с узкоколейки на железную дорогу широкой колеи.
В связи с необходимостью бесперебойной транспортировки готовой продукции был поставлен вопрос о строительстве узкоколейного пути от посёлка Куделька (ныне город Асбест) до станции Баженово.
Этот путь длиной 36 километров был принят в эксплуатацию в 1927 году. На данном участке было организовано пассажирское движение. Для этой цели в черте посёлка был построен железнодорожный вокзал (ныне - станция Асбест), а также два остановочных пункта. Трасса дороги, проходила точно по той же линии железнодорожной ветки широкой МПС-ой колеи, которая существует на станцию Баженово и по сей день.
Специально для этой узкоколейной железнодорожной ветки у той же фирмы «Оренштайн и Коппель» были приобретены три паровоза. Первый закуплен в 1927 году, с увеличением грузового потока, потребовался второй паровоз, который был приобретен в 1930 году и в этом же году приобретен третий. Эти три паровоза были построены по тендерной схеме, они были более мощные 225 л.с. имели одинаковое оборудование и были приспособлены для использования в качестве топлива дров и угля. Паровозы проработали более двадцати лет, на узкоколейных железных дорогах асбестового промышленного комплекса. Первый работал до 1950 года, два других трудились до 1955 года.
С самого начала пуска узкоколейной железной дороги до станции Баженова, кроме транспортировки грузов, по ней осуществлялись пассажирские перевозки и этим же рейсом перевозили почту, один раз в сутки в 16.00. В справочнике, выпущенном в 1930 году, указано, что стоимость проезда от Свердловска до ст. Баженово составляет 75 коп. и по узкоколейке от ст. Баженово до асбестовых рудников 1 р. 25 коп.
А в нормативной документации треста «Союзасбест» плата за проезд обозначена в 2 рубля с человека, в один конец, независимо от пункта посадки. Провоз багажа свыше 16 кг (один пуд) оплачивается по 5 копеек. Багаж принимается к перевозке, только при наличии свободных мест в багажном вагоне.
В пассажирских зданиях, где производилась посадка пассажиров, были вывешены меловые доски для своевременного уведомления пассажиров, на сколько минут или часов опаздывает поезд. Пункты остановки для посадки и высадки пассажиров устанавливаются: Асбест, Грязнушка (ныне станция Изумруд), Каменка (ныне 23 километр), Режик, Пышма (ныне 5 километр), Баженово.
Ориентировочно в это же время в окрестностях тогда ещё посёлка Куделька, получившего затем статус города и переименованного в Асбест, в целях обеспечения треста "Союзасбест" (ныне ОАО "Ураласбест") строительными материалами была построена дополнительная сеть узкоколейных железных дорог.
Ветка Асбест - Баженово проработала до 1933 года, затем была перешита на широкую колею, и эксплуатируется по сей день.
После перешивки подвижной состав был оставлен в эксплуатации на других линиях АСБОЖЕЛДОРОГИ - оставшиеся узкоколейные ветки продолжили действовать. Главной станцией узкоколейки с того момента, по-видимому, стала станция Ильинская (отметка на Викимапии
https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.9 ... 9275075/ru). Там же располагалась перевалочная база с узкоколейки на железную дорогу широкой колеи.
Начиная с середины 20-х годов ежегодно производятся закупки промышленных танк-паровозов, все у той же фирмы «Оренштайн и Коппель» расположенной в Варшаве. Если в 20-х годах, в железнодорожном цехе было 14 паровозов, то уже в 1934 году, их стало 30. Парк узкоколейных паровозов был разношерстным. Паровозы различались как по конструкции и компоновке, так естественно и по мощности. Мощность промышленных паровозов, применявшихся на территории горных разработок составляли 30, 45, 60, 90 л.с.
Вся система горных разработок и обогатительные фабрики, были построены на больших, на тот период, расстояниях друг от друга. Поэтому узкоколейный железнодорожный транспорт, применялся и для перевозки трудящихся к месту работы. В сентябре 1932 года, было установлено пассажирское движение между Ильинским и Октябрьским участками, для перевозки рабочих. Для этого были выделены маневровый паровоз и несколько крытых вагонов (в теплое время разрешалось направлять платформы) для перевозки 100 человек.
Проезд к месту работы был бесплатный, по месячным билетам, которые выдавались горному цеху (форма согласовывалась с железнодорожным цехом). Первый рейс утренний: Отходит от станции Ильинская (написано Ильинка) ровно в 6 часов 25 минут до ст. Капитальная шахта. (территория современного Центрального карьера) Второй рейс вечерний: от ст. Капитальная шахта до ст. Ильинка (территория южнее современного завода ЖБИ на ул.Промышленной) в 3 час. 15 мин.
После начала Великой Отечественной войны узкоколейка получила новое развитие. В частности, были построены ветки к эвакуированным в Асбест предприятиям, а также к зданиям госпиталей.
Кроме того, в 1941 году от станции Октябрьская к посёлку Пролетарский, а затем в район ручья Тёплый ключ была проведена 12-километровая линия линия для вывоза леса, обслуживавшая также находившийся там лагерь военнопленных. Данная ветка разобрана ориентировочно в 1959 году. От неё отходили также другие ветки. Общая протяжённость железнодорожных путей в этом районе без учёта временных тупиков составляла более 40 километров. Следы их можно найти до сих пор, иногда в лесу попадаются гнилые шпалы и даже рельсы, хотя встретить их очень сложно.
Несколько веток уходило от располагавшегося в районе современного Пролетарского отвала железнодорожного разъезда в сторону современного посёлка Рефтинский и к Роговскому болоту, а также в сторону посёлка Золоторуда.
К 1950-м годам лесные запасы истощились, ветки в районе реки Рефт были разобраны до 1956 года.
Существовали также другие ветки, например ветка от Лесозавода до современного РМЗ. Эта линия соединяла перегрузочную площадку, в районе 1 фабрики, (территория за современным заводом ЖБИ) и площадку Лесозавода, а так же Новый кирпичный завод. Трасса узкоколейки, проходила по современной автодороге, которую в народе именую Бетонкой и шла параллельно современной автодороге на Лесозавод. По этой железнодорожной ветке перевозили строительные материалы и грузы, для строительства Ново-кирпичного завода, так он именовался в документации 50-х годов. С этой ветки, южнее современной улицы Павлова, был выход железнодорожных путей, в сторону Черемшанского кирпичного завода. И второй выход был в противоположную восточную сторону, в район перегрузочной площадки, расположенной ниже современного Дворца Пионеров, в котором в тот период, располагался один из цехов завода АТИ. С этой железнодорожной веткой была также связана разветвленная сеть узкоколейных железных дорог, которая существовала в лесном массиве севернее Лесозавода в районе Старковского кордона и поселка Шамейка.
В конце 1940-х годов была осуществлена частичная перешивка карьерных путей на 1000 мм колею. На тот момент в работе находились 16 электровозов колеи 1000 мм и 11 паровозов колеи 600 мм.
Окончательно АСБОЖЕЛДОРОГА прекратила своё существование в 1962 году, когда была закончена перешивка всех карьерных путей на широкую колею.
На сегодняшний день в Асбесте не сохранилось ни одного участка путей узкоколейки. Однако по состоянию на 2019 год ещё сохранились следы некоторых веток АСБОЖЕЛДОРОГИ.
Ветки в районе Роговского болота
https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 197374/ru/Просека-от-узкоколейной-железной-дороги. Сохранились просеки, остатки железнодорожного моста через ручей, пустыри в районе нахождения железнодорожных разъездов.
Участок линии Асбест - Тёплый Ключ
https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 808816/ru/Просека-от-узкоколейной-железной-дороги. Сохранилась просека и фрагменты насыпи. По части трассы узкоколейки проходит грунтовая автодорога на базу "Чайка".
Линия Тёплый Ключ - Большой Рефт
https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 274889/ru/Бывшая-ветка-узкоколейной-железной-дороги. Сохранилась просека и фрагменты насыпи. Изредка встречаются шпалы и костыли.
Линия Тёплый Ключ - Пещерное болото
https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 275023/ru/Бывшая-лесовозная-ветка-Асбестовской-УЖД. Сохранилась просека, фрагменты насыпи и остатки моста, в лесу изредка встречаются шпалы и костыли.
Линия Ильинская - Лесозавод
https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 51683&z=14. Частично сохранилась просека и фрагменты насыпи, также сохранились остатки моста через речку Токовая и пустырь на месте железнодорожного разъезда.
Кроме того, сохранились участки просеки узкоколейки в городе в районе автовокзала.
Источники:
http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BF ... %B7%D1%8B/ http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BF ... %B5%D0%BA/ http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BF ... %B0%D1%8F/ http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BF ... %BA%D0%B8/ http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BF ... %B5%D0%BF/ http://sukharev-y.ru/%D1%80%D1%83%D0%B1 ... %BE%D0%B4/http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BF ... 19-%D0%B3/