Побывали в Дидинском тоннеле наши местные урбантрипперы (Urban-Tripping). По их отзывам, "в тоннеле в июне (!) лежал лед толщиной до 2м, а в нем были озера исключительно прозрачной воды. Половина тоннеля была залита ей же. Надо льдом висел туман, настолько плотный, что закрывал свет от входов в тоннель. А на снаружи было +25."
Летом там холодно, а зимой тепло. В вентиляционной шахте даже жарко, до +15, при -8-10°C на улице.
На проекте "Геокэшинг" тоже можно найти интересное описание туннеля и окружающих построек:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1929Дата открытия туннеля 1913 г. взята из расспросов местных жителей. Известно, что "до войны стояли по всей длине ветки Демидовские рельсы, которые почти не изнашивались, а после появления тяжелых составов стали лопаться." То, что туннель закрыт в 1993-94 гг., потвердили два железнодорожника. По словам машиниста электропоездов Сведловской железной дороги
Владимира Корозникова (Exruner), "если заметили, тоннель в Дидино имеет небольшой зигзаг. Говорят, что его пробивали с двух сторон и не сошлись. В последние годы его жизни скорость по нему была 25 км/ч. Иногда падали камешки с потолка - сам видел".
Видимо, уже значительно позже 1913 года в Дидинском туннеле прорыта система из 2 параллельных мелких тоннелей - один выше основного, другой ниже - для вентиляции и отвода воды соответственно. Вентиляционную шахту (верхний тоннель) и дренажную систему (нижний тоннель) соединяет вертикальная шахта-колодец, выходящая на поверхность. К дренажной системе, по-видимому, относятся и два колодца, расположенные у концов тоннеля. Обводнение туннеля устраняли в 59-60 гг. (данные опять же не проверены). Но даже эти технологические системы не спасли туннель от размывания водой и медленного разрушения. Причем, если сам туннель простоит еще долго, то технологические ходы в гораздо худшем состоянии. Вода свое дело делает. (
По отзывам очевидцев)
"Сейчас между Дидино и ст. Ильмовка вполне себе обходятся без туннеля. Обслуживание туннеля очевидным образом стоит больше, чем открытых путей, поэтому туннель имеет смысл только в том случае, если он сильно сокращает путь -
а это не так. Зачем же здесь туннель - непонятно..." Рядом была сделана выемка на 1 путь, потом её расширяли, чтоб пустить там же нечетный путь.
Эксперименты с прокладкой туннеля? Почему я так предположила? Сравнительно недалеко, на перегоне Свердловск-Ревда (участок Спортивная-Пионерская) есть гораздо более известный
действующий туннель, прорытый в отрогах горы Волчиха. Кстати, точные даты его строительства мне тоже неизвестны.