По информации от работников ДОП CFM (Кишинев), из системы АСУ "Экспресс-3" и официальных источников.
С 5 июня 2006 года на платформу Бендеры-Варница подаются по 2 прицепных вагона:
Бендер-2 - Кишинэу - Санкт-Петербург
Бендер-2 - Кишинэу - Москва
На Санкт-Петербург прицепные вагоны отправляются из Бендер поездом 061Ц в 15:40 до ст. Кишинэу-Центр. Поезд прибывает в Кишинев в 17:04, после чего вагоны ждут 25-30 минут подачи под посадку поезда 061Щ, к которому их прицепляют, и в 17:44, в составе поезда 061Щ, отправляются в Санкт-Петербург. Время в дороге для приднестровцев увеличивается на 2ч05мин. Обратно из Санкт-Петербурга прицепных вагонов до Бендер нет, поезд следует единым целым только до Кишинева.
На Москву прицепные вагоны отправляются из Бендер поездом 047Ч в 09:45 до ст. Кишинэу-Центр. Поезд прибывает в Кишинев в 11:20, после чего вагоны ждут 10-15 минут подачи под посадку поезда 047Щ, к которому их прицепляют, и в 11:50, в составе поезда 047Щ, отправляются в Москву. Время в дороге для приднестровцев увеличивается на 2ч05мин. Обратно из Москвы прицепных вагонов до Бендер нет, поезд следует единым целым только до Кишинева.
В результате имеем мнительный комфорт, который был пропиарен в молдавской прессе, которая ссылалась на заботу властей о жителях Приднестровья. На самом деле, результаты такой заботы видны и довольно-таки печальны. Ущербность на лицо. Вместо того, что бы договориться с ПЖД, делается все, что бы "улучшить" пассажирское движение. Напомню, что CFM в одностороннем порядке отменила поезда на Софию, Констанцу, Варну, Киев, Ростов, Саратов, Мурманск, Симферополь, Адлер, Одессу и другие направления (на Одессу с марта 2006 года не ходит даже дизель-поезд). Отменены транзитные поезда Одесса - Черновцы и Одесса - Ивано-Франковск.
Пассажирское движение оскудело в Молдове, и теперь составляет всего четыре направления, которые обслуживают шесть составов – Кишинэу - Минск, Кишинэу - Бухарест, Кишинэу - Санкт-Петербург, Кишинэу - Москва. В Москву ходит 3 поезда ежедневно. Одними проблемами с Приднестровьем вряд ли можно объяснить столь резкое сокращение маршрутов сети. По этой ситуации есть даже комментарий бывшего министра транспорта и связи РМ (в 1993- 94 гг.), ныне сопредседателя Союза транспортников и дорожников РМ Бориса Герасима.
Цитата:
Молдавская железная дорога находится в очень тяжелом положении. Недостаток средств не позволяет развивать отрасль. Что касается комфорта и качества, предоставляемого пассажирам - оно оставляет желать лучшего. Несколько лет назад железная дорога приобрела 18 плацкартных вагонов. После этого подвижной состав перестали покупать. Сейчас железная дорога сама ремонтирует старые пассажирские вагоны, а при самостоятельном ремонте не выполняются даже те условия, которые необходимы. В вагонах не работает вентиляция! Надо было купить и мягкие спальные вагоны, дифференцировать тарифы и предоставить пассажирам возможность ездить комфортно. Нужны примерно 20 вагонов первого и второго класса, которые бы использовались на всех линиях. (ЛОГОС-ПРЕСС №22 (662), 09.06.2006).
Средняя скорость движения поездов по территории Молдовы составляет 40-42 км в час, а должна быть хотя бы 80 км в час. Скорый поезд движется со скоростью 50 км, пассажирский - 30-32 км, грузовой - 30 км в час. Скорость движения поездов в других странах гораздо выше.
Тяговый подвижной состав выработал свой ресурс, ремонты производятся, но мало. Причина все та же – отсутствие средств. В результате чего, огромное количество тепловозов (большинство из которых были вывезены из бывшего ТЧ-2 в г. Бендеры, Приднестровье) находятся на консервации, на базе запаса ст. Кэйнарь, они практически там гниют. Еще одна проблема – отсутствие в Молдове приспособленных цехов для капитального ремонта подвижного состава. Единственные цеха, которые до недавнего времени были у Молдовы, находились в г. Бендеры, в локомотивном депо (ТЧ-2), которое теперь в собственности у Приднестровья.
В 2001 году Евросоюз выделил 1 млн. евро на реструктуризацию железной дороги. Но деньги были пущены на восстановление участка Кишинев - Кэйнарь (в обход Бендер), в сумме 270 млн. леев, остальное растворилось в неизвестном направлении. В результате чего никакой реструктуризации дороги не было выполнено и иностранные инвестиции прекратили поступать.
Тем временем Министр транспорта и дорожного хозяйства Молдовы Мирон Гагауз назвал ошибочным решение Украины построить железнодорожную ветку Измаил - Рени, позволяющую перевозить грузы на Балканы в обход Молдавии и Приднестровья. По его мнению
Цитата:
этот проект дорогой и его реализация займет около 10 лет. Мы более выгодным считаем восстановить ветку «Бессарабка - Березино», в обход Приднестровья через молдавскую территорию. (Новый Регион, 01.08.2006).
Такие заявления со стороны Молдовы звучали неоднократно, но Украина предпочитает сильно не заострять свое внимание на проблемы соседа, и это, скорее всего, вызвано тем, что украинские транспортники не хотят иметь у себя под боком конкурирующую инфраструктуру.
Вернемся к пассажирскому сообщению в этом регионе. Для справки: длительность поездки от ст. Раздельная 1 до Санкт-Петербурга, на поезде 020Л/020Ш Одесса – Санкт-Петербург, составляет 1 день 9 часов 38 минут, против прицепных вагонов Бендер-2 - Санкт-Петербург, длительность поездки в которых составляет 1 день 19 часов 31 минута. Разница в 10 часов 33 минуты. За такое время можно спокойно доехать на чем угодно до Раздельной и сесть в нормальный скорый поезд, сформированный в Санкт-Петербурге, с нормальным обслуживанием, нормальным состоянием вагонов, с вменяемыми питерскими проводниками.
Что касается восстановления движения на участке Приднестровской Железной Дороги, то сложности в его реализации заключаются в следующем: Россия и Украина не создают никаких проблем в этом вопросе и согласны восстановить движение в любом формате, Молдова категорично против. В результате всего этого переговоры по восстановлению движения были переложены на Россию, которая уже напомнила Молдове о том, что
Цитата:
не только российские поезда ездят в Молдову, но и молдавские в Россию. (коммент. Валерий Лицкай, Лента ПМР, 07.06.2006).
Переговоры идут, сложно. Пока конкретно неизвестно, когда все-таки движение
может быть восстановлено, все зависит от умения Молдовы стремится к компромиссу, которого пока не видать. Молдова категорически отказывается признавать право Приднестровья на имущество железной дороги, которое расположено на его территории, и считает, что все проблемы могут быть решены только после того, как власти непризнанной республики вернут назад Молдове 40 километровый участок дороги от ст. Бендеры до станции Новосавицкая (вместе с перегоном Новосавицкая – Кучурган). На этом фоне странно выглядело заявление Президента ПМР И.Смирнова, прозвучавшее 13 июля сего года о том, что
Цитата:
вопрос функционирования дороги решается - к концу недели планируется возобновить железнодорожное сообщение Бендеры - Одесса. (Ольвия-пресс, 13.07.2006).
На самом деле ни к концу той недели, ни к концу следующей жители приднестровских городов Тирасполь и Бендеры не увидели обещанного поезда.
И вот вчера министр транспорта и дорожного хозяйства Молдавии, гендиректор госпредприятия "Железная дорога Молдавии" (ЧФМ) Мирон Гагауз на пресс-конференции в Кишиневе заявил журналистам, что
Цитата:
Ежедневно Украина пропускает без согласования с Молдавией в Приднестровье около 30 вагонов с металлоломом для металлургического комбината в Рыбнице, а также порядка 10 вагонов с различными грузами на станцию Ливада. (ИТАР-ТАСС, 01.08.2006).
Переговоры продолжаются, но пока каких-то конкретных сдвигов в сторону восстановления движения на участке, который теперь в собственности ПЖД, пока не видно.
Противостояние продолжается. Но пока политики принципиально не могут договориться о судьбе железной дороги, находящейся на территории Приднестровья, страдают обычные люди, затронуты интересы многих экономических агентов как в самой Молдове и Приднестровье, так и в России, и в Украине.
Вадим Кроль
2 августа 2006 г.
Санкт-Петербург.
Специально для сайта "Паровоз ИС".
Материал принадлежит автору сайта "Паровоз ИС" и автору статьи. Статья так же размещена, в авторской редакции, в эхоконференции Fidonet TIR.CHAT. Перепечатка без разрешения автора запрещается. Цитирование со ссылкой на URL статьи, название сайта и имя автора.