Дм.Сутягин писал(а):
Олег, но при этом вы же не пытаетесь отрицать, что в 1892 году значение ширины колеи 750 мм уже было признано стандартным (одним из трёх, допускаемых этим стандартом).
Рекомендованным. В 1892 году МПС установило лишь то, что для паровой тяги ширина колеи должна быть не менее 600 мм.
Если точнее, то это три точки из многообразия де-факто существующих дорог, искусственно привязанные к МЕТРИЧЕСКОЙ системе приблизительно пропорционально (шаг 150 и 250 мм).
Обратите внимание на то, что рекомендованные значения не соответствуют применяемым в России в 1892 году значениям - 1067 мм, 914 мм, 900 мм, 875мм, 800 мм и т.п. Колея 1000 мм применялась тогда только для трамвая. Дорога с колеей 750 мм появилась как раз к 1892 году и была построена Коппелем. После 1892 года до революции УЖД часто строят с колеей 1000 мм. и 600 мм.
Цитата:
И при разработке проекта Указа 1892 года, и при разработке стандарта 1927 года были проведены серьёзные исследования. И так безапеляционно их отвергать, даже не почитав первоисточники просто недопустимо!
Очень хорошо.
Обратим взоры на книгу Москалева "Наши узкоколейные паровозы", стр. 30 и 31, где описано внедрение переносных военно-полевых дорог.
В 1885 году, т.е. до конференции 1892 года в Одессе были испытаны военные узкоколейки системы Декавиля 500 мм и системы Дольберга 700 мм. "В результате испытаний была признана более подходящей система Дольберга, которую вскоре усовершенствовал инженер Б.А. Яковецкий. Это коснулось прежде всего ширины колеи, увеличенной до 750 мм."
Вот откуда ноги растут у 750 мм. Читаем дальше Москалева.
"В противовес системе Дольберга-Яковецкого генерал-майор Тахтарев в 1887 году предложил переносные звенься колеи 1000 мм... В 1889 году в ходе сравнительных испытаний победила система Тахтарева... Однако довольно скоро теоретически было доказано, что в громоздкой метровой колее нет никакой необходимости... (для военно-полевых дорог - прим. О.И.)"
Теперь ясно, откуда и у колеи 1000 мм ноги растут, и почему колея 600 мм далее оказалась не у дел.
Продолжаем чтение Москалева.
"...Уже в 1906 году специальная комиссия при Управлении военных сообщений приняла стандартную колею, 750 мм, для всех военно-полевых железных дорог."
Соответственно, в советское время все, что возможно перешить, перешивается либо на 1520, либо на 750 мм. Исключение составляют военно-полевые дороги 600 мм, построенные на трофейном германском сборном парке, и ДЖД на том же трофее.
Вот то, откуда у колеи 750 мм ноги растут.