Доброе время суток.
Да, грустно смотреть "узкоколейные" сайты и видеть, что с каждым днём число узкоколеек уменьшается. Да, они становятся добычей "металлоломщиков", но порой их губит невозможность добыть так необходимые запчасти к локомотивам и вагонам (особенно проблема с вагонными колёсными парами, на вторичном рынке только "убитые"), материалы для ремонта путей. Например, после распада СССР производство стрелок для УЖД оказалось на Украине, откуда заказать что-либо проблематично. К тому же невыгодно на маленьких УЖД держать большой штат путейцев и дорогостоящие путевые машины.
Наличие подобных проблем создаёт рыночную нишу для фирмы, занимающейся всесторонним обслуживанием УЖД:
- проектирование новых линий УЖД, согласование с "соседями" по местности (местные власти, муниципалитеты, колхозы, лесхозы,...); Возможно, может потребоваться согласование с РЖД при использовании подъездных путей (вплоть до "трёхнитки") и при необходимости пути пересекать (например, кто строит путепровод и за чей счёт); Экологическая экспертиза, сертификации разные;
- собственно работы по строительству УЖД (от времянок до "магистралей"); возможно, что по готовому согласованному проекту;
- капитальный ремонт УЖД различной степени (правка насыпей, замена верхнего строения пути, балластировка, подбивка, рихтовка или всё сразу);
- капитальный ремонт искусственных сооружений, обеспечивающих функционирование УЖД (мостов, путепроводов, переездов,..);
- централизация заказов на оборудование и расходные материалы, необходимые для функционирования УЖД (опрос по всем УЖД, суммирование всех заказов и распределение по заводам, в том числе на Камбарский);
- посредничество при продаже нового подвижного состава, организация гарантийного и сервисного обслуживания, снабжение запчастями; использование схемы (новое = старое + доплата), которая позволит поддерживать старые стандарты (пневмотормоза) и внедрять новые (перевод вагонов на стандартные тележки);
- продажа подержанного подвижного состава;
- приоритетная скупка подвижного состава и оборудования с ликвидируемых УЖД с последущей сортировкой, ремонтом или утилизацией;
- капитальный ремонт подвижного состава, доработка, модернизация (переделка интерьера в пассажирских вагонах, установка на тепловозах более экономичных двигателей,...);
- работы по разработке нового подвижного состава, отвечающего требованиям времени, позволяющего УЖД занять новые ниши на рынке транспортных услуг (автомотрисы-"маршрутки", дизель-поезда, платформы-контейнеровозы, -автомобилевозы, крытые вагоны с раздвижными стенками...);
- доработка старых и разработка новых правил и инструкций, прочей нормативной документации;
- разработка и продвижение новых стандартов (модульные системы связи и централизации на основе GSM, ...);
- выезд дежурных бригад для устранения последствий аварий, стихийных бедствий,...
- выезд бригады специалистов для текущей диагностики путей и искусственных сооружений; возможен текущий мониторинг, когда осмотр производится через определённые промежутки времени;
- дежурство отдельных технически оснащённых рабочих-путейцев и небольших бригад для устранения мелких неисправностей в рабочем порядке;
- предоставление услуг юридического характера;
Могу предположить, что для средней УЖД услуги крупной фирмы, эксплуатирующей пару десятков дорогостоящих путевых машин (путеукладчиков, путевых стругов, ВПР, балластеров) с профессиональными "экипажами" при них, обойдутся дешевле, чем самостоятельная эксплуатация оных путевых машин или ручной ремонт. Кроме того, для специализированной фирмы проще обеспечить высокое качество ремонта в кратчайшие сроки, профессионализм постоянно занятых рабочих.
Одной из технологических "изюминок" мне видится применение парка автомобилей на комбинированном ходу - небольших грузовиков с гидроманипуляторами для мелкого ремонта (замена шпал), самосвалов (балластировка, земляные работы), автокранов (установка новых стрелочных переводов, восстановительные работы, монтаж мостовых конструкций); микроавтобусов (пассажирские перевозки в "переходный период", инспекционные поездки, "скорая помощь"). Заодно потребуется парк фургонов (чтоб внимание не привлекать) для перевозки единиц подвижного состава и путевых машин.
Большой масштаб работ по ремонту мостов (старые-то в основном деревянные) может послужить поводом для использования стандартных конструкций. Стандартные же конструкции применимы для ангаров-укрытий (ну нельзя в наше время подвижной состав на "свежем воздухе" оставлять), станционных и служебных построек.
Кстати, эта организация (скорее, целый холдинг) может более централизованно защищать и лоббировать узкую колею на местном и федеральном уровне, вести пропагандистскую работу, привлекать иностранных туристов...
Да, так можно долго мечтать... Вопрос - стоит ли это "поле" возможных "ягод" (увы, на прибыльность просчитывать не умею).
Спасибо за внимание.
С уважением, Денис.
|