Павел Пилецкий писал(а):
При тогдашних габаритах и осевых нагрузках возможностей 1000мм им хватало с избытком, а вписывать колею 1000мм на городские улицы(тогда была только совмещёнка) было гораздо проще стандартной.
Трамваи Татра Т3, которые до недавнего времени преобладали в Москве, работают также в Пятигорске на колее 1000 мм. Из этого следует, что данная колея вполне пригодна и при современных габаритах и осевых нагрузках.
Колею 750 мм. вписать в городскую улицу ещё проще. Тот же Татра Т3 мог бы работать и на ней, так как его габариты и масса не превышают тех же параметров электровоза ПЭУ и тепловоза ТУ2.
Но так получилось, что Москва и Петербург имели ширококолейные системы. И за счёт этого три/четверти трамвайных вагонов в СССР были ширококолеными.
Посему было решено развивать широкую колею.
А не может ли быть,что колея 1520 мм. была выбрана ради совместимости трамвая и ЖД. Это не так уж невероятно, поскольку до ВОВ на ЖД были распространены лёгкие двухосные вагоны, имелись также лёгкие паровозы, то есть львиная доля подвижного состава ЖД могла работать и на трамвайных линиях. Позднее, с распространением автотормозов и увеличением массы ЖД вагонов эта совместимость была утрачена.
То есть получается, что выбор колеи 1520 мм. для трамвая - случайность, а внаше время уже и реликт. Так как оптимальная ширина колеи для трамвая - 900 - 1000 мм.
Что касается колеи 750 мм., то она неэффективна лишь для скоростных трамвайных линий, для обычных же вполне подойдёт. При применении же на ней более узких вагонов, по сравнению с обычными, трамвай этой колеи мог бы ходить по улицам не пригодным для регулярного движения автобуса. Наверняка есть где-нибудь места, в которых эта возможность могла бы пригодиться. Действительно, если в трамвае заузить проход до ширины автобусного, но при этом оставить только по одному ряду сидений с каждой стороны, то ширина его не сильно превысит ширину ГАЗели, в то время как длина может быть увеличена за счёт секционированности вагона (или, может быть, уже поезда), каждая секция которого может иметь длину 6 - 7 м. Если их три, то длину можно увеличить до 21 м., при этом не снижая маневренность.
Модификация подобного чуда техники с дизель-генератором могла бы использоваться на УЖД для перевозок пассажиров.