Parovoz.COM

Сайт "Паровоз ИС" - российский (и не только) железнодорожный портал.
Текущее время: 29/03/2024 02-26

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 53 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: По УЖД Свердловщины.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07/04/2009 10-37 
Жёлтые штаны

Зарегистрирован: 16/12/2008 18-44
Сообщения: 700
В ГАСО пускают всех, но желательно иметь письмо от какой-нибудь организации, где указать тему исследования, хронологические рамки и цель данной работы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14/06/2009 21-00 
Малиновые штаны

Зарегистрирован: 09/08/2006 12-14
Сообщения: 1380
Откуда: город Ё-бург
Mike_Y писал(а):
Вполне возможно, что такая линия действительно была:
http://1723.ru/read/map/map1929.htm
На карте 1929 года показано ответвление на восток от поста 4 км.
Но на более поздних картах, даже 1931 года, этой линии нет. Впрочем это не значит что ее уже разобрали к тому времени.
Если я правильно понял, эта насыпь пересекает асфальтовую дорогу через парк Лесоводов недалеко от пересечения этой дороги с высоковольтной линией.


Прошёлся на днях по тем местам.
С востока на запад от коттежного посёлка (ул. Лучевая/Радужная) до уфалейской линии явно прослеживается трасса. В основном идёт по насыпям и по ним наезжены/нахожены грунтовки/тропы. В западной части натоптанная тропка сходит с трассы и очень круто (даже для УЖД) спускается вниз. Однако, если порыться в лесу, трасса видна (идёт частично в выемке) и кончается насыпью, выходящей в торец уфалейской ветки. Там ну очень напрашивается путепровод УЖД над широкой колеёй.
Восточнее коттеджей насыпь, логически продолжающая эту трассу, есть, но она обильно утыкана канализационными колодцами, поэтому можно ли её относить к УЖД вопрос спорный.

Выводы (не бесспорные):
- линия от уфалейской ветки до коттеджного посёлка была
- линия была узкоколейной
- над уфалейской веткой был путепровод узкой колеи

Схемы в альбоме на е1:
http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=206377
(не забывайте ссылку "скачать оригинал").
Фото выложу на днях.

_________________
IAGSoft, так и зовите.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: По УЖД Свердловщины.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07/01/2011 08-03 
Малиновые штаны

Зарегистрирован: 09/08/2006 12-14
Сообщения: 1380
Откуда: город Ё-бург
Старые ссылки на карты "сдохли".

Трасса УЖД по нынешнему Лесопарку лесоводов России по материалам обследования на местности:

на карте 250-метровке:
http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php ... 1/view.pic (gif 552 KБ)

на космоснимке:
http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php ... f/view.pic (jpeg 2.2 MБ)

_________________
IAGSoft, так и зовите.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: По УЖД Свердловщины.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03/01/2020 20-04 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 02/01/2020 21-18
Сообщения: 3
Откуда: Екатеринбург
Добавление по УЖД Сарапулка - Химмаш
Как раз там недавно был, если от ГРС до Сарапулки насыпь видна, то от ГРС до пересечения с ЕКАДом дорога идет по лесу, а потом выходит на насыпь из глины и скалы. На карте 1984 года не совсем точно показана южная часть, да и не совсем понятно, для чего прокладывать насыпь узкоколейки в Семиручьевом болоте? Скорее всего, дорога шла по старой дороге на Сарапулку, а потом в обход болота шла к Химмаш заводу. ОБнаружил даже домик смотрителя, этакий разобранный уже, но хорошо отделанный, с обоями и штукатуркой.
Старой дороги уже не видно, её засыпали вот глиной и скалой - там не так давно два скальных карьера разрабатывали, один забросили, а второй эксплуатируется. Общался с местными дачниками - подтвердили информацию, что возили лес с Сарапулки до завода. Возможно, узкоколейка сначала без насыпи была, вот на жулановском болоте узкоколейки проложены по самому торфу без всяких насыпей, насыпьь могли сделать, наверное, для другой дороги. Местные жители говорят, что после войны здесь была сеть военных дорог 79 завода. Тот же самый дублер Сибтракта - был военной дорогой, там радары возили на испытания в район этой дороги (Химмаш-Сарапулка) и Семи ручьев. Потом ещё вирусологи часто пользовались дорогой - сбрасывали отходы в местные разрезы. Ну а в 90-е открыли и дублер, и дачники растащили часть дороги себе. Сейчас там вырубают лес и хотят коттеджи строить...
Подробно ещё посмотрите здесь: http://1723.ru/forums/index.php?s=&show ... st&p=98641
Fort выложил ещё часть фотографий узкоколейки и даже знает фотоальбом в музее Уралхиммаша, где много фотографий узкоколейки


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: По УЖД Свердловщины.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03/01/2020 20-18 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 02/01/2020 21-18
Сообщения: 3
Откуда: Екатеринбург
Еще есть остатки узкоколеек на торфополях у Изоплита, в некоторых местах можно найти даже остатки вагонов и старых шпал.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: По УЖД Свердловщины.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11/01/2020 01-47 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 10/01/2020 00-42
Сообщения: 7
kovrik писал(а):
Еще есть остатки узкоколеек на торфополях у Изоплита, в некоторых местах можно найти даже остатки вагонов и старых шпал.

Спасибо за информацию. А показать на карте можно? Ну хотя бы приблизительно отметить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: АСБОЖЕЛДОРОГА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11/01/2020 02-48 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 10/01/2020 00-42
Сообщения: 7
Хочу обсудить тему Асбестовской узкоколейной железной дороги, заодно выложить некоторую информацию.

Ещё в детстве меня интересовали узкоколейки, тем более мой ныне покойный дед часто рассказывал, как ездил по узкоколейке в школу из посёлка Пролетарский (ныне не существует, месторасположение посёлка отработано карьером). Также дядя на охоте часто натыкался на следы узкоколеек, особенно в районе посёлка Рефтинский. Но систематизировать полученную информацию не получалось - слишком разрозненными были сведения. Но теперь благодаря исследованиям асбестовских краеведов картина начала проясняться. Кроме того, на некоторых просеках, по которым шли пути Асбестовской УЖД, официально именовавшейся АСБОЖЕЛДОРОГА, мне удалось лично побывать. Накопленная информация позволила нанести на Викимапию часть бывших путей, а также систематизировать сведения об узкоколейке.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: По УЖД Свердловщины.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11/01/2020 02-57 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 10/01/2020 00-42
Сообщения: 7
Я предлагаю такой вариант оформления заметки об Асбестовской УЖД.

АСБОЖЕЛДОРОГА

Карьерная/шахтная, заводская, лесовозная УЖД. Колея 600 мм, 1000 мм. Частично электрифицированная. Максимальная длина неизвестна. Год открытия: 1904. Год закрытия: 1962. Перешита, частично разобрана.

В 1904 г. в асбестовых разрезах проложены пути шириной 600 мм, в качестве транспортных средств использовались вагонетки «Оренштейн & Коппель» вместимостью 1,5 тонны на конной тяге.

В 1910 году на асбестовые разрезы с Монетных золотых приисков Поклевского поступило два паровоза фирмы «Оренштайн и Коппель». Как они доставлялись на рудники, пока достоверно установить не удалось. Скорее всего, в разобранном виде, конной тягой, по санному пути. В 1911 году на асбестовые прииски отмечены поставки еще двух паровозов германской фирмы «Краусс»:

— Зав. № 6412 1911 год, тип IVbv, 0-2-0 танк, колея 600 мм, новый — Avenarius i Ska für Jaszewsky, Warschau для асбестового завода Поклевского-Козелла
— Зав. № 6413 1911 год, тип IVbv, 0-2-0 танк, колея 600 мм, новый — Avenarius i Ska für Jaszewsky, Warschau для асбестового завода Поклевского-Козелла.

После перешивки подвижной состав был оставлен в эксплуатации на других линиях АСБОЖЕЛДОРОГИ - оставшиеся узкоколейные ветки продолжили действовать. Главной станцией узкоколейки с того момента, по-видимому, стала станция Ильинская (отметка на Викимапии https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.9 ... 9275075/ru). Там же располагалась перевалочная база с узкоколейки на железную дорогу широкой колеи.

В связи с необходимостью бесперебойной транспортировки готовой продукции был поставлен вопрос о строительстве узкоколейного пути от посёлка Куделька (ныне город Асбест) до станции Баженово.

Этот путь длиной 36 километров был принят в эксплуатацию в 1927 году. На данном участке было организовано пассажирское движение. Для этой цели в черте посёлка был построен железнодорожный вокзал (ныне - станция Асбест), а также два остановочных пункта. Трасса дороги, проходила точно по той же линии железнодорожной ветки широкой МПС-ой колеи, которая существует на станцию Баженово и по сей день.

Специально для этой узкоколейной железнодорожной ветки у той же фирмы «Оренштайн и Коппель» были приобретены три паровоза. Первый закуплен в 1927 году, с увеличением грузового потока, потребовался второй паровоз, который был приобретен в 1930 году и в этом же году приобретен третий. Эти три паровоза были построены по тендерной схеме, они были более мощные 225 л.с. имели одинаковое оборудование и были приспособлены для использования в качестве топлива дров и угля. Паровозы проработали более двадцати лет, на узкоколейных железных дорогах асбестового промышленного комплекса. Первый работал до 1950 года, два других трудились до 1955 года.

С самого начала пуска узкоколейной железной дороги до станции Баженова, кроме транспортировки грузов, по ней осуществлялись пассажирские перевозки и этим же рейсом перевозили почту, один раз в сутки в 16.00. В справочнике, выпущенном в 1930 году, указано, что стоимость проезда от Свердловска до ст. Баженово составляет 75 коп. и по узкоколейке от ст. Баженово до асбестовых рудников 1 р. 25 коп.

А в нормативной документации треста «Союзасбест» плата за проезд обозначена в 2 рубля с человека, в один конец, независимо от пункта посадки. Провоз багажа свыше 16 кг (один пуд) оплачивается по 5 копеек. Багаж принимается к перевозке, только при наличии свободных мест в багажном вагоне.

В пассажирских зданиях, где производилась посадка пассажиров, были вывешены меловые доски для своевременного уведомления пассажиров, на сколько минут или часов опаздывает поезд. Пункты остановки для посадки и высадки пассажиров устанавливаются: Асбест, Грязнушка (ныне станция Изумруд), Каменка (ныне 23 километр), Режик, Пышма (ныне 5 километр), Баженово.

Ориентировочно в это же время в окрестностях тогда ещё посёлка Куделька, получившего затем статус города и переименованного в Асбест, в целях обеспечения треста "Союзасбест" (ныне ОАО "Ураласбест") строительными материалами была построена дополнительная сеть узкоколейных железных дорог.

Ветка Асбест - Баженово проработала до 1933 года, затем была перешита на широкую колею, и эксплуатируется по сей день.

После перешивки подвижной состав был оставлен в эксплуатации на других линиях АСБОЖЕЛДОРОГИ - оставшиеся узкоколейные ветки продолжили действовать. Главной станцией узкоколейки с того момента, по-видимому, стала станция Ильинская (отметка на Викимапии https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.9 ... 9275075/ru). Там же располагалась перевалочная база с узкоколейки на железную дорогу широкой колеи.

Начиная с середины 20-х годов ежегодно производятся закупки промышленных танк-паровозов, все у той же фирмы «Оренштайн и Коппель» расположенной в Варшаве. Если в 20-х годах, в железнодорожном цехе было 14 паровозов, то уже в 1934 году, их стало 30. Парк узкоколейных паровозов был разношерстным. Паровозы различались как по конструкции и компоновке, так естественно и по мощности. Мощность промышленных паровозов, применявшихся на территории горных разработок составляли 30, 45, 60, 90 л.с.

Вся система горных разработок и обогатительные фабрики, были построены на больших, на тот период, расстояниях друг от друга. Поэтому узкоколейный железнодорожный транспорт, применялся и для перевозки трудящихся к месту работы. В сентябре 1932 года, было установлено пассажирское движение между Ильинским и Октябрьским участками, для перевозки рабочих. Для этого были выделены маневровый паровоз и несколько крытых вагонов (в теплое время разрешалось направлять платформы) для перевозки 100 человек.

Проезд к месту работы был бесплатный, по месячным билетам, которые выдавались горному цеху (форма согласовывалась с железнодорожным цехом). Первый рейс утренний: Отходит от станции Ильинская (написано Ильинка) ровно в 6 часов 25 минут до ст. Капитальная шахта. (территория современного Центрального карьера) Второй рейс вечерний: от ст. Капитальная шахта до ст. Ильинка (территория южнее современного завода ЖБИ на ул.Промышленной) в 3 час. 15 мин.

После начала Великой Отечественной войны узкоколейка получила новое развитие. В частности, были построены ветки к эвакуированным в Асбест предприятиям, а также к зданиям госпиталей.

Кроме того, в 1941 году от станции Октябрьская к посёлку Пролетарский, а затем в район ручья Тёплый ключ была проведена 12-километровая линия линия для вывоза леса, обслуживавшая также находившийся там лагерь военнопленных. Данная ветка разобрана ориентировочно в 1959 году. От неё отходили также другие ветки. Общая протяжённость железнодорожных путей в этом районе без учёта временных тупиков составляла более 40 километров. Следы их можно найти до сих пор, иногда в лесу попадаются гнилые шпалы и даже рельсы, хотя встретить их очень сложно.

Несколько веток уходило от располагавшегося в районе современного Пролетарского отвала железнодорожного разъезда в сторону современного посёлка Рефтинский и к Роговскому болоту, а также в сторону посёлка Золоторуда.

К 1950-м годам лесные запасы истощились, ветки в районе реки Рефт были разобраны до 1956 года.

Существовали также другие ветки, например ветка от Лесозавода до современного РМЗ. Эта линия соединяла перегрузочную площадку, в районе 1 фабрики, (территория за современным заводом ЖБИ) и площадку Лесозавода, а так же Новый кирпичный завод. Трасса узкоколейки, проходила по современной автодороге, которую в народе именую Бетонкой и шла параллельно современной автодороге на Лесозавод. По этой железнодорожной ветке перевозили строительные материалы и грузы, для строительства Ново-кирпичного завода, так он именовался в документации 50-х годов. С этой ветки, южнее современной улицы Павлова, был выход железнодорожных путей, в сторону Черемшанского кирпичного завода. И второй выход был в противоположную восточную сторону, в район перегрузочной площадки, расположенной ниже современного Дворца Пионеров, в котором в тот период, располагался один из цехов завода АТИ. С этой железнодорожной веткой была также связана разветвленная сеть узкоколейных железных дорог, которая существовала в лесном массиве севернее Лесозавода в районе Старковского кордона и поселка Шамейка.

В конце 1940-х годов была осуществлена частичная перешивка карьерных путей на 1000 мм колею. На тот момент в работе находились 16 электровозов колеи 1000 мм и 11 паровозов колеи 600 мм.

Окончательно АСБОЖЕЛДОРОГА прекратила своё существование в 1962 году, когда была закончена перешивка всех карьерных путей на широкую колею.

На сегодняшний день в Асбесте не сохранилось ни одного участка путей узкоколейки. Однако по состоянию на 2019 год ещё сохранились следы некоторых веток АСБОЖЕЛДОРОГИ.

Ветки в районе Роговского болота https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 197374/ru/Просека-от-узкоколейной-железной-дороги. Сохранились просеки, остатки железнодорожного моста через ручей, пустыри в районе нахождения железнодорожных разъездов.

Участок линии Асбест - Тёплый Ключ https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 808816/ru/Просека-от-узкоколейной-железной-дороги. Сохранилась просека и фрагменты насыпи. По части трассы узкоколейки проходит грунтовая автодорога на базу "Чайка".

Линия Тёплый Ключ - Большой Рефт https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 274889/ru/Бывшая-ветка-узкоколейной-железной-дороги. Сохранилась просека и фрагменты насыпи. Изредка встречаются шпалы и костыли.

Линия Тёплый Ключ - Пещерное болото https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 275023/ru/Бывшая-лесовозная-ветка-Асбестовской-УЖД. Сохранилась просека, фрагменты насыпи и остатки моста, в лесу изредка встречаются шпалы и костыли.

Линия Ильинская - Лесозавод https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 51683&z=14. Частично сохранилась просека и фрагменты насыпи, также сохранились остатки моста через речку Токовая и пустырь на месте железнодорожного разъезда.

Кроме того, сохранились участки просеки узкоколейки в городе в районе автовокзала.


Источники:
http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BF ... %B7%D1%8B/

http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BF ... %B5%D0%BA/

http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BF ... %B0%D1%8F/

http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BF ... %BA%D0%B8/

http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BF ... %B5%D0%BF/

http://sukharev-y.ru/%D1%80%D1%83%D0%B1 ... %BE%D0%B4/

http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BF ... 19-%D0%B3/


Последний раз редактировалось Роман Наумов 18/01/2020 00-40, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Узкоколейки под Асбестом
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11/01/2020 03-22 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 10/01/2020 00-42
Сообщения: 7
Дополнительно мною на Викимапии отмечен участок Асбестовской УЖД, шедший в обход посёлка Пролетарский https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 0%B3%D0%B0. В середине 2000-х годов там ещё был заметен след от рельсошпальной решётки.

Также отмечен участок ветки Лесозавод - 105 квартал https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 0%96%D0%94. Но в данном случае информация нуждается в уточнении.

Предположительно, удалось проследить направление второго сохранившегося участка ветки Лесозавод - 105 квартал https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.1 ... 0%96%D0%94. Данная информация нуждается в уточнении. По мере поступления сведений от краеведов постараюсь её здесь публиковать.

Кроме того, в окрестностях Асбеста были и иные узкоколейки, не имеющие никакого отношения к Асбожелдороге. Вот например, узкоколейная железная дорога Пылевой отвал - Островной https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.9 ... 0%B3%D0%B0. Эта дорога существовала с 1967 по 1985 год. Судя по всему, она соединялась с торфовозной линией Островной - Монетная. Служила она для снабжения торфопредприятия балластом. На ней кстати бывали мои отец и дед. По состоянию на конец 2000-х годов на линии сохранилась насыпь и частично шпалы.

Была также узкоколейка в районе межу Сорочьими скалами и малышевскими отвалами, примерно в этом районе https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.0 ... 0%B0%D0%BB. К какому предприятию она относилась - неизвестно. Шла она, судя по всему, в район Чёрного озера. В 2003 году я побывал на ней, тогда был ещё заметен след от рельсошпальной решётки. Но на спутниковом снимке разглядеть и точно идентифицировать просеку пока не удаётся, соответственно проследить направление узкоколейки хотя бы приблизительно не получается. Если удастся установить её направление хотя бы частично - выложу информацию на форуме.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: По УЖД Свердловщины.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15/06/2020 14-07 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 15/06/2020 11-56
Сообщения: 2
Спасибо за информацию, учтено!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Узкоколейка у Шамейки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02/08/2021 11-44 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 10/01/2020 00-42
Сообщения: 7
Всем добрый день.

Есть информация от асбестовских краеведов, что в районе посёлка Шамейский ещё в конце 19 века действовала узкоколейная железная дорога. Она обслуживала Шамейский золотой прииск. Какая там использовалась тяга - точно неизвестно, но скорее всего конная. Перевозки там осуществлялись с помощью вагонеток фирмы "Коппель". В районе нахождения узкоколейки асбестовскими краеведами была найдена вагонетка, вывезенная оттуда в качестве музейного экспоната зимой 2014 года. Данной находке посвящена вот эта статья https://sukharev-y.ru/копырин-а-л-вагонетка/. Кроме того, в районе местонахождения узкоколейки краеведами были найдены старинные костыли https://sukharev-y.ru/копырин-а-л-интересные-находки/. Длина данной узкоколейки неизвестна.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: По УЖД Свердловщины.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25/07/2022 22-19 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 10/01/2020 00-42
Сообщения: 7
Внимание.

Асбестовскими краеведами найдены следы ранее неизвестной узкоколейной железой дороги.

В районе ныне несуществующих посёлков Роговской, Большой Круглыш и Малый Круглыш, располагавшихся неподалёку от реки Большой Рефт в Сухоложском районе Свердловской области, в октябре 2021 года в ходе очередного посещения местности краеведы Ю. Сухарев, М. Шишминцев и А. Копырин неожиданно обнаружили рельс и железнодорожные костыли. Обследовав небольшой промежуток просеки, краеведы поняли, что здесь проходила неизвестная железнодорожная линия (см. https://sukharev-y.ru/%d1%81%d1%83%d1%8 ... %bb%d1%8b/). В том походе удалось установить, что одной из её конечных точек была лесосплавная биржа на реке Большой Рефт. При этом старожилы либо отрицали существование узкоколейки, либо ссылались на давность лет.

В следующем походе краеведы смогли проследить направление узкоколейки в противоположную сторону. Были найдены костыли, накладки, рельсы (см. https://sukharev-y.ru/%d1%81%d1%83%d1%8 ... %bd%d0%be/).

В ходе последующих выездов удалось найти уцелевшие шпалы с костылями (см. https://sukharev-y.ru/%d1%81%d1%83%d1%8 ... %80%d0%b0/).

Было высказано предположение, что эта узкоколейка являлась "островной", т.е. не соединялась с другими линиями, и имела конечную цель — доставку древесины от делянок данного района к реке Рефт, то есть на сплавной участок. Но существуют также косвенные данные, что эта дорога могла доходить до города Асбест, а конкретно до 101 квартала, где в военное и послевоенное время действовал пункт Асбестовского леспромхоза.

Данные об этой узкоколейке в архивах отсутствуют. Тем не менее, кое-что краеведы смогли установить.

В газете «Уральский рабочий», за номером 253 от 25 октября 1945 года, есть статья: «Равняться по передовым леспромхозам». В ней говорится, что в одном из лесозаготовительном предприятии, коллектив под руководством товарища Жуковского, досрочно выполнил месячный план и к 28 годовщине Октября, обязуется заготовить для угольной и горнорудной промышленности ещё 24 тысячи кубометров леса и для этого проложили временные узкоколейные и круглолежнёвые дороги, непосредственно к рубке леса, а также раньше срока отремонтировали автомашины и трактора. Однако такой фамилии в соответствующих архивах не нашли.

Как выяснили краеведы, посёлок Круглыш относился к Винокурскому лесничеству, где рубку осуществлял Асбестовский леспромхоз, причисленный к Свердловской лесозаготовительной конторе Наркомугля, главной задачей которого являлась заготовка шахтных стоек. В 1942 году в Сухом Логу образован ДОК №3 (деревообрабатывающий комбинат) Свердловского областного военно-строительного управления. Находился комбинат на одной производственной площадке с Асбестовским леспромхозом. Этот комбинат и принял на себя часть задач Асбестовского леспромхоза. В том числе, видимо, и заготовку шахтных стоек: за успехи в этом деле и хвалил «Уральский рабочий» засекреченного т. Жуковского.

В распоряжении комбината находились кроме вольнонаёмного персонала, подразделения трудармии, спецпереселенцы, а затем и военнопленные, сначала немецкие, затем японские. По нашему предположению именно контингент ДОКа №3 и строил УЖД в 1945 году. Деятельность военных предприятий засекречена и документов нет в открытом доступе. Но как же товарищ Жуковский? В открытых документах (НТФ ГАСО, ф. 229-р,оп. 1, д. 349) нашли, что Жуковский Михаил Владимирович находясь в управлении 7 районом Тагиллага в мае 1942 был смещён с должности и подвержен условному аресту на короткий срок за злоупотреблении служебным положением и переведён на другую должность, место службы неизвестно, но он появляется в приказе по НКВД № 1195 от 01.11.1945 года (через неделю после статьи в газете) назначен начальником Ивдельского ИТЛ, а в приказе по МВД № 1495 от 18.11.1949 освобождён от занимаемой должности и в 1949 году он становится начальником Управления Востураллага МВД СССР, а в феврале 1958 года откомандирован в расположение УВД Свердловского Облисполкома. Умер в 1981 году, похоронен на Широкореченском кладбище в Свердловске.

Скорее всего, с 1942 по 1945 год, находясь в опале, Жуковский командовал в наших лесах через руководство военным ДОК-3 (см. подробнее https://sukharev-y.ru/%d1%88%d0%b8%d1%8 ... %81%d0%b5/).

По мнению краеведа М. Шишминцева пУЖД была построена предположительно в 1945 году, вероятно — силами немецких военнопленных, протяжённостью около 12 километров. УЖД была временная, просуществовала, скорее всего, года два-три.

В 1952 году лесосечные фонды были полностью освоены и Асбестовский леспромхоз со всем своим хозяйством был перебазирован в Висимо-Уткинский леспромхоз. В это же примерно время масштабную лесозаготовку прекратил и Сухоложский ДОК № 3. При этом в архивах Висимо-Уткинской УЖД ничего связанного с передачей подвижного состава и т.д. пока что найти не удалось.

Рефтинский краевед Коновалов Василий Николаевич (уже не один год изучающий историю п. Роговской) передал воспоминания Ираиды Комаровой 1937 г.р. Очень пожилая женщина вспомнила, что в возрасте 10-12 лет (т.е. в 1947 -49 гг) она с роговскими ребятами ходили на узкоколейку к поселку Круглыш (это 2-3 км от Роговушки). По ней, как она говорит, паровозик таскал вагонетки с лесом.

М. Шишминцев на основе личных наблюдений составил приблизительную схему узкоколейки: https://sukharev-y.ru/wp-content/upload ... 03/1-8.jpg.

По итогу удалось приблизительно установить следующее.

Узкоколейка была построена примерно в 1945 году и существовала несколько лет, разобрана не позднее 1952 года.

Узкоколейка была по своему предназначению лесовозной.

Узкоколейка относилась к военному ведомству. Возможно, этим отчасти объясняется отсутствие информации о ней в архивах.

Узкоколейка предположительно имела протяжённость путей около 12 километров.

Узкоколейка строилась как временная.

Предположительно узкоколейка была "островная", т.е. не соединялась с другими линиями. Тем не менее эта версия нуждается в подтверждении. Возможно, узкоколейка соединялась с обнаруженной в 2021 году другой неизвестной узкоколейкой неподалёку от деревни Мокрая (см. https://sukharev-y.ru/%d0%ba%d0%be%d0%b ... %ba%d0%b8/). Если эта версия подтвердится, то можно предположить, что линия уходила в район 101 квартала.

Есть косвенные сведения, что на данной УЖД использовалась паровая тяга.

Ширина колеи достоверно не установлена. По мнению М. Шишминцева, здесь применялась колея 750 мм. Однако А. Копырин сообщает, что ширина колеи равняется 780 мм. Если принять ширину колеи в варианте Копырина, то версия о возможном соединении узкоколейки с другой линией находит косвенное подтверждение, поскольку ширина колеи на линии в районе деревни Мокрая составляет как раз приблизительно 780 мм.

При этом стоит отметить, что непосредственной связи данных линий с Асбестовской УЖД не было, поскольку на Асбожелдороге применялась колея 600 мм и 1000 мм.

На сегодняшний день направление путей узкоколейки до конца не определено, составлена лишь предварительная схема некоторых веток.

Источники:
https://sukharev-y.ru/%d1%81%d1%83%d1%8 ... %80%d0%b0/
https://sukharev-y.ru/%d1%81%d1%83%d1%8 ... be-%d1%81/
https://sukharev-y.ru/%d0%ba%d0%be%d0%b ... %bb%d0%b5/
https://sukharev-y.ru/%d1%81%d1%83%d1%8 ... 21-%d0%b3/
https://sukharev-y.ru/%d1%81%d1%83%d1%8 ... %bd%d0%be/
https://sukharev-y.ru/%d0%ba%d0%be%d0%b ... %ba%d0%b8/
https://sukharev-y.ru/%d1%81%d1%83%d1%8 ... %bb%d1%8b/
https://sukharev-y.ru/wp-content/upload ... 2022-1.pdf
https://sukharev-y.ru/%d0%ba%d0%be%d0%b ... %b5%d0%ba/
https://sukharev-y.ru/%d0%ba%d0%be%d0%b ... %81%d1%83/
https://sukharev-y.ru/%d1%88%d0%b8%d1%8 ... %81%d0%b5/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: По УЖД Свердловщины.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25/07/2022 22-34 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 10/01/2020 00-42
Сообщения: 7
Считаю необходимым создать новую заметку о вышеуказанной узкоколейке. Предварительный план есть в предыдущем сообщении. Характеристики УЖД частично известны.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 53 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
TopList Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB