Во время вояжа по маршруту Москва-Киров-Пинюг-Киров-Шарья-Москва мне и Богдану Корсунову (Hun Solo) удалось посетить Пинюгскую УЖД. Собственно она и являлась главной целью путешествия. Впечатления и от поездки в целом, и от данной дороги в частности, очень даже положительные. Мы появились в леспромхозе не с пустыми руками, а с фотографиями прошлых лет, что были любезно предоставлены Павлом Кашиным, и дисками фильма "Еще живой раритет". При том, что мы ничего не просили, кроме как пройти пешим ходом по УЖД, пофотографировать и выяснить некоторые вопросы, начальник дороги Чабыкин Николай Афанасьевич выделил нам ТУ6А-2468 с машинистом Быковым Виталием Петровичем. Денег за ГСМ не взяли
Итак, что удалось выяснить. Пинюгский ЛПХ, входящий в состав Кировлеспром (который в свою очередь "под москвичами"(с)) работает и вроде разваливаться не собирается. И УЖД вместе с ним. При том, что часть путей в её северной части разобраны, за последние несколько лет появились и новые, откуда и ведется вывозка леса.
В вагонном депо близ Нижнего склада обнаружено около полудесятка живых вагонов ПВ40 (48-051 и 48-053), остатки ТУ6Д с пожарным поездом, снегоочиститель, несколько цистерн и естественно некоторое количество металлолома. На станции и у эстакад Нижнего склада несколько составов порожняка. Сцепы во вполне удовлетворительном состоянии. Большинство тепловозов, представленных в списке работающих в ЭМБ, живы до сих пор. В рабочем состоянии ТУ6А-2468, 2261, 2798, 3808, ТУ8-0456 (стоял на ремонте в депо), 0220. ТУ7А-3304 недавно списан и разбирается на запчасти. Еще обнаружен рабочий ТУ6А с неясным номером (кажется ?314). По словам работников то ли номер перебит, то ли кабина от одного, а корпус от другого тепловоза, т.к. ТУ6А-3067 (который теоретически должен быть в рабочем состоянии) мы не нашли. Вопрос: есть ли между ними связь? Сам начальник дороги в сомнениях. Я по фотографии остатков номера тоже всё пытаюсь разобраться. Северная часть УЖД (через рзд. 7 км, Каменку и Сухановское) существует до 31 км. (за Сухановским). Т.е. путь заканчивается километра за два до рзд. 12 квартал и дальше (23 кв.) не существует. Восточная ветка, начинающаяся у рзд. 7 км. действует до рзд. Мирный (14 км, бывший одноименный поселок). Далее на восток (и соответственно на юг, на Пушму) путь разобран. Зато к северу-северо-востоку от Мирного построена новая ветка, длиной порядка 11 км, на которой несколько делянок и усов соответственно. Мы заехали на неё километров на пять и уже обнаружили два разъезда и два уса. Отсюда нынче и ведется вывоз леса. Пути как старые, так и новые в очень неплохом состоянии. Касаемо окрестностей выяснили, что Опарино работает, Пушма тоже, а вот Альмеж - банкрот.
Ну и без протокола. Это была безусловно одна из лучших поездок за год. Действующая узкоколейка, красота и чистота русского севера, первый абсолютно бархатный снег, придающий такую художественность пейзажам, открытость и доброта местных жителей, работников и работниц ЛПХ подействовали на уставших городских жителей совершенно магически. После поездки и отдыха до часу ночи в теплой диспетчерской (в теплой компании) отъезд в суетную Москву казался чем-то противоестественным. Однако контакты в тех краях у нас остались и думаю, мы еще там появимся. Равно как и в окрестностях.