Похоже, тема действительно утонула. Но позволю себе еще одно послание о предмете, бывшем одним из аспектов дискуссии.
Несколько раз, в беседах с разными людьми мне доводилось утверждать, что если поставить соотвествующую задачу, без участия или при минимальном участии автомобилей можно построить нормальный город любых размеров. И люди в нем, не имея автомобилей, не будут жаловаться на жизнь, а скорее будут радоваться жизни в таком поселении. И это будет не город-аттракцион для туристов, а нормальная система для жизни, для промышленности и т.п. И всякий раз, после обвинений в кретинизме или снисходительных похлопываний по плечу, приходилось долго и нудно спорить и рассказывать как именно это можно сделать, что основой транспортной системы должны быть рельсы, с минимальным и оптимальным использованием автомобилей и им подобных экипажей и т.д.
И только недавно натолкнулся на лежащий под носом непреложный факт существования большого города, точно соответствующего идее отказа от автомобиля. Правда там и рельс нет, а транспорт преимущественно водный. Это Венеция.
Кто скажет, что этот город, постренный без автомобилей (точнее без телег на конной тяге) на 118 островах, не привлекателен для жизни? Туристов там, конечно, много, но не для них он строился. В свое время в городе действовало крупнейшее в средневековой Европе, а следовательно и в мире, промышленное предприятие - Внецианский Арсенал, основанный в 1104 г. В период расцвета на нем трудились 16 000 (шестнадцать тысяч) человек. Там было налажено поточное строительство, а по существу - конвейерная сборка галер и производство всего для них необходимого, вплоть до отливки пушек. Этот конвейер работал работал с поражающим воображение ритмом. Одна цитата современника:
"За время, пока король Франции Генрих III успевал пообедать во время визита в Венецию в 1574 г., со стапелей сходила новая галера".
И это была полностью снаряженная галера, со всяким там бегучим и стоячим такелажем, вооружением и запасом продовольствия для команды. Можно представить какого уровня сложности транспортные задачи решались на этом превосходном предприятии.
На всякий случай скажу, что я вовсе не призываю повсеместно рыть каналы (а кое-где следовало бы их прорыть или, хотя бы не гробить существующие). Например, неплохо было бы подумать о восстановлении Обь-Енисейского канала (он же Кеть-Касский канал) — судоходного водного канала между бассейнами Оби и Енисея, существовавшего с конца XIX века до середины XX века. Полагаю, что обустройство венецианских каналов, где значительную часть работы выполнила Природа, не проще обустройства рельсового хозяйства. По-моему Венеция, это убедительнй пример демонстрации реальной возможности существования поселений без автомобиля.
Всем привет!
|