Посмотрел фильм. Спасибо Автору за идею и её воплощение, плюс Богдану HunSolo за то, что я, собственно, узнал об этом фильме. Постараюсь дать краткую оценку увиденного с точки зрения человека, которому глубоко близка тема железной дороги и путешествий, а также не лишённого художественного вкуса (я надеюсь) и небезразличного к постановочным моментам и кинематографии (без претензии на профессионализм). Общее впечатление от фильма весьма положительное и яркое. Всего лишь за час времени я погрузился в целую историческую эпоху нашей многострадальной страны, узнал много нового и интересного, что скрыто от обыденного взора. Уверен, многие даже не имеют представления о том, что где-то в костромских лесах, да и вообще в стране есть такое чудо как узкоколейки. А даже если и имеют, то только понаслышке. Поэтому фильм имеет огромное историческое и познавательное значение. Мне как технарю было интересно узнать, как выглядят узкоколейные тепловозы и вагоны в движении, на чём ещё можно передвигаться по узкоколейке и как ОНО устроено. "Пионерка" - это просто the best! Как это всё движется по такому неухоженному пути, да ещё и с приличной скоростью, при этом не падает в кювет! У меня, например, сразу появилось непреодолимое желание поехать на такую вот узкоколейку и попробовать прокатиться на ручной или мото-дрезине, а может даже и самому собрать что-нибудь на стальных колёсах! Ведь в обычной жизни мы не можем выйти на ЖД с какой-нибудь тележкой и безнаказанно на ней проехаться по блок-участку! А здесь более 32 км уложенного полотна со стрелками и станциями! Да это же мечта любого мальчишки! А мы (и автор фильма, и все зрители, у которых просмотр вызвал бурные эмоции) и есть мальчишки, сколько бы нам ни было лет! Отрадно, что всё это до сих пор ещё где-то есть и действует, несмотря на все перипетии нашего времени.
Теперь о постановочной и технической стороне фильма. Оператору - огромный респект и уважуха, как щас говорят! Видно, что снимает профессионал (плавные повороты камеры, переходы от крупного к общему плану, наведение резкости в нужное место в нужный момент, каскадёрские съёмки под колёсами "Пионерки" во время движения и извне и др.). Сценарий (рассказ) не вызывает нареканий. Подбор кадров органично сочетается с наложенным текстом. Всё логически и стилистически оправданно, кроме, быть может, одного момента, в котором логическая связь ИМХО нарушается. Попробую процитировать. В конце фильма, когда идёт подведение своеобразной черты под всем вышесказанным, после слов о том, что "беспощадное перестроечное время сваливало в разряд анахронизмов всё, над чем тяжёлым роком висели слова "нерентабельный", "невыгодный"" и кадров с осциллографами, радиостанциями и сигналами точного времени вдруг идёт фраза: "А потом счастье стало как-то уменьшаться и уменьшаться...". Вот здесь, образно говоря, видно место "склейки", причём нелогичной. Уже стали говорить об ухудшении положения во время перестройки и вдруг опять то же самое. Меня потом осенило, после каких слов по идее должна была идти последняя фраза. В начале фильма цитировались слова З. Гердта из к/ф "Место встречи изменить нельзя" про всеобщее счастье, а затем, по смыслу хорошо ложится фраза про уменьшающееся счастье. Т.е., как я понял та часть фильма, которая показывает саму поездку по УЖД, является как бы большой вставкой в рассказ. Так что, возможно, следовало бы придумать более плавный смысловой переход в конце. Но это мелочи. При первом просмотре фильма я этого даже не заметил. Лично меня больше всего зацепили за душу слова "В те времена запах шпал возбуждал больше запаха денег...". Вот это класс! Это авторская находка! Мурашки по спине! Что касается высказанных другими оппонентами замечаний о том, что "в фильме слишком много Автора", замечу, что фильм во многом является автобиографичным, поскольку рассказывает в значительной степени о жизни предков Автора, поэтому его частое появление в кадре как потомка работников УЖД является вполне оправданным. Кроме того, как уже было кем-то сказано, других, сторонних, участников съёмок взять было просто неоткуда, за исключением Дмитрия Круглова. Плюс ко всему, если посмотреть авторские проекты на центральных телеканалах ("Один день" Кирилла Набутова, "Клуб путешественников", "Непутёвые заметки" и т.п.), то непосредственное участие автора в качестве главного действующего лица является скорее главной фишкой жанра, нежели недостатком. Ну, вот, пожалуй, и всё, что хотелось сказать по первым впечатлениям от фильма. Работа достойная и вполне заслуживает публичного признания, а, возможно, и телевизионного показа после некоторых доработок.
С уважением, ArtemG.
_________________ ЧС4ТЧС8ЭР9ПВЛ80СЧМЭ3ЭП1ВЛ80ТРА1ЭД9МТЭП60ВЛ60КЧС2ТД1ВЛ80К
|