Hottabych писал(а):
И все-таки они проскальзывают. Только вот величина эта довольно-таки небольшая. Например, внутреннее колесо едет по радиусу 600м, наружнее - 601,5м. Кто хочет, может посчитать, насколько ничтожная там разница в пройденном пути (длине дуги) на один оборот колпары. Если радиус небольшой, тележка "впихивается" в кривую за счет гребней с характерным звуком - для того эти гребни и придуманы. Но и скорости там небольшие. И вообще, трение скольжения возникает из-за проскальзывания колеса относительно поверхности, по которой оно катится - колесо слегка тормозит.
Не заклинивает тележка за счет профиля гребня, уширения колеи в кривых и того, что колесо все-таки крутится, а не тащится волоком. Из колеи колесо не выкидывает за счет веса подвижного состава.
Спасибо. Кажется, я начинаю что-то понимать. При радиусе кривой 600 м проскальзывание будет 1/400 оборота колеса, а если кривая 150 м, то 1/100 оборота колеса. Если принять коэффициент трения скольжения (когда тащат волоком или у локомотива при тяге) за 1, то при частичном проскальзывании он будет не 1, как при полном, а станет 0.0025 или 0.01 соответственно. С учетом того, что проскальзывает только одно колесо в КП (либо оба, но в два раза меньше), нужно разделить этот коэффициент на два. В результате получаем формулу:
k = a / (2 * R)
где a - расстояние между рельсами, а R - радиус кривой.
Поскольку в России расстояние между рельсами примерно 1.5 м, то получаем формулу для коэффициента дополнительного трения в кривой:
k = 0.75 / R
что почти совпадает с формулой, приведенной выше AlexOl.
Это же дает ответ на вопрос, почему поезд может стронуться с места в кривой. Возьмем жесткий случай кривой 150 м и предположим, что нагрузка на ось локомотива и груженого вагона одинакова. У локомотива коэффициент трения (сцепления колес с рельсами) приблизительно равен 1, тогда как у одной колесной пары - 1/200. В результате, чтобы вся сила тяги ушла на трение скольжения, у поезда должно быть в 200 раз больше осей, чем у локомотива. Если у серийного электровоза 8 осей, то, чтобы заклинило, нужен поезд в 800 осей, то есть в 200 вагонов. Но все 200 вагонов не поместятся в такой маленькой кривой, и большая часть состава будет находиться за ее пределами, поэтому "тормозить при проскальзывании" будут только часть из этих осей, и даже такой сверхтяжелый поезд не заклинит.
Разумеется, если несколько кривых малого радиуса в разные стороны идут подряд друг за другом, то теоретически тяжелый поезд мог бы заклинить в них. Но такое бывает лишь в горных районах, где гораздо большее значение имеет подъемы, чем трение в кривых, поэтому применяются локомотивы с большим количеством секций и осей, а также толкачи.