Вопрос рентабельности пассажирских перевозок очень сложен. По России, например, нельзя с уверенностью ничего сказать ни о прибыльности ни об убыточности. Причина проста - ОАО "РЖД" не публикует подробных отчетов о своей финансово-экономической деятельности под предлогом коммерческой тайны. Я в порядке служебного задания пытался разобраться с этим вопросом, но, естественно, не получилось. Проблема в том, что в России нет независимой науки и аналитиков, специализирующихся на пассажирских тарифах и экономике этого вопроса. Этим занимается ВНИИЖТ - а это фактически структура ОАО "РЖД" , и никакой объективности поэтому быть не может. Утверждение об "убыточности" всем (кроме клиентов) очень выгодно как здесь в России, так и на западе. Это позволяет получать субсидии от государства, заниматься перекрестным субсидированием пассажирских перевозок за счет грузовых (оправдывая тем самым высокие грузовые тарифы), и наконец, в-тупую добиваться повышения пассажирских тарифов. В России вообще очень интересно получается. Возьмем, например, перевозки в плацкартных вагонах. Во-первых, они субсидируются за счет перевозок в купейных вагонах и скоростных поездах. Во-вторых, есть прямые субсидии от государства. В-третьих, есть перекрестное субсидирование за счет грузовых перевозок. Я не удивлюсь,если окажется, что одни и те же убытки ОАО "РЖД" покрывает три раза! На Западе, конечно, ситуация несколько иная. Там железнодорожные перевозки убыточны из-за конкуренции автотранспорта и авиаперевозок. Последние, как правильно отметил г-н Зиновьев, существенно дотируются государствами и структурами типа ЕС. Кстати, приозводители самолетов "Боинг" и "Аэоробус" также постоянно получают ту или иную государственную помощь или льготы. Никакой честной конкуренции видов транспорта нет. "Рыночная экономика" и "свободная конкуренция" - это красивые идеи, которые не имеют никакого отношения к реальности. Во всех странах одно и то же - борьба за то как кучке избранных "распилить" госбюджет.
|