Поднять эту тему меня подтолкнуло обсуждение
фотографии Павла Кашина «Паровоз Фт-028 тянет состав по берегу Плещеева озера». Собственно, даже не всё обсуждение а последняя реплика (я её выделил в цитате).
Цитата:
- Вопрос к автору- "живые" паровозы этой серии есть сейчас? -- А. Белоусов , вчера, 18:28
- Не автор но отвечу, да Паравоз Фт-028 (Иногда Фт4 обозначение видел) Живой и здоровый в Переславском Музее Паравозов. Вот только что прошёл кап ремонт его. На сайте глянте. О других я лично не слышал. -- Shimanski , вчера, 19:25
- Спасибо. -- А. Белоусов , вчера, 21:44
- > О других я лично не слышал.
ДРУГИХ нет, наш единственный уцелевший. -- Дм. Сутягин , вчера, 23:59
- Однозначно: ИСКЛЮЗИФ! Только вот ездить ему теперь некуда, да и НЕ ЗА ЧЕМ! -- Павел В. Кашин , сегодня, 00:29
В интернет (и очень часто конкретно на этом форуме и в этой фотогалерее) приходится слышать обвинения Переславского железнодорожного музея в том, что он перестал устраивать регулярные покатушки, типа: «Музей умер, на паровозах там больше не катают». А почему, собственно, умер?
Есть два основных направления развития железнодорожного музея:
- «Катацца-Катацца!» — любой ценой надо катать любителей на ретро-поездах. Это направление очень развито в той же Англии или Германии.
- «Статичная экспозиция» — в музее представлены редкие экспонаты, которые можно посмотреть, но нельзя на них покататься.
Почему-то большинство любителей приемлет только первый вариант. Более того, многим любителям даже не интересно съездить на закрытую узкоколейку с богатой историей только потому, что там нельзя покататься. И не важно, что там можно поискать уцелевшие артефакты, редкие документы, посмотреть остатки строений и сооружений позапрошлого века и т.д. Куда интереснее современный тепловоз, на котором можно покататься!
Предвижу аргумент оппонентов: «паровоз жив, только пока он движется».
А скажите, дорогие оппоненты, долго ли протянет изношенный и подряхлевший от времени 70–100-летний механизм при ежедневной эксплуатации? Как долго он будет «жив, пока движется» и как скоро он умрёт окончательно? И что с ним делать дальше — после очередной поломки устраивать новую дорогостоящую реставрацию или перелопачивать конструкцию, обвешивая её новоделами и современными доработками конструкции, лишь бы она могла и дальше катать любителей?
И прошу заметить, во многих случаях речь идёт о механизмах, сохранившиеся образцы которых можно пересчитать по пальцам, если вообще не о единственном, как в случае с Фт4-028.
Вы спросите: «А как же это делают в Англии и Германии?»
А я отвечу. Во-первых, там гораздо раньше озаботились сохранением этой техники, у них паровозов сохранилось гораздо больше, чем у нас. Во-вторых, идя на поводу у своих любителей покататься, они ставят под угрозу свои коллекции.
Вспомните хотя бы летнее крушение в Германии. Во время празднования 100-летия узкоколейки в слепой S-образной кривой на полном ходу столкнулись лоб в лоб два поезда, ведомые паровозами. На единственном в Германии паровозе Гр сорвало котёл с рамы. Багажный вагон XIX века (единственный уцелевший экземпляр такого типа) повреждён до такой степени, что теперь уже не ясно, удастся ли его восстановить. По первоначальным оценкам, только прямой материальный ущёрб составил не менее 1 миллиона Евро и, наверняка, позже эта цифра существенно увеличится. А ещё будут косвенные убытки и недополученная в будущем прибыль. Именно это и называется «жив, пока движется»?
Но и это ещё не всё. Заметьте — произошло это всё в Германии, славящейся своей точностью и пунктуальностью. А что будет в нашей стране, известной своим разгильдяйством и пофигизмом? В том крушении пострадало 52 человека. Кто у нас будет отвечать за жизнь и здоровье любителей покататься?
Вот именно поэтому мы и считаем, что «Катацца-катацца!» — далеко не самое правильное направление развития железнодорожного музея.
В конце концов, вам же никто не запрещает съездить на узкоколейку, обсуждаемую в соседней теме
«Отношение к коммерческим поездкам по УЖД»
_________________
Пожилой ворчун, ШУЖДоненавистник